МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ

 

Глава из книги «Искусство обмана» (ЭКСМО-пресс)..

6.17 Педагогика

  . . . . Теперь обратимся к обману со стороны ученика. Чаще всего но встречается во время экзаменов, когда ученики должны демонстрировать свои знания по тому или иному предмету. Надо сказать, что сама сис­тема нашего образования, нацеленная большей частью на приобретение формальных знаний и большого числа фактического материала, провоци­рует человека на применение шпаргалок. Это все равно, что заставить сдавать учеников таблицу логарифмов: выучить практически невозможно, и остается да выхода - получить "двойку" или "содрать". На многих экзаменах у студентов требуют механического запоминания массы сведе­ний и цифр, которые можно найти в любом справочнике, но которые, по условию тестирования, человек должен запоминать наизусть. Если бы у учеников выясняли умение оригинально и творчески мыслить, то шпар­галки были бы не нужны. Однако в нашей педагогике по ряду объективных и субъективных причин преобладает так называемый "репродуктивный метод", подталкивающий учеников к незаконным методам.

По сложившейся студенческой классификации все подсобные методы сдирания делятся на две большие категории: собственно "шпоры" и "медведи" (они же "бомбочки"). Разница состоит в методике списыва­ния, поэтому они и готовятся по-разному. Классические шпаргалки используются скрытно от преподавателей и поэтому должны быть маленькими и незаметными.  "Медведи" же предназначены для открытого и наглого списы­вания и поэтому пишутся на больших листах бумаги. Теперь поговорим об этих формах списывания более подробно.

Одной из наиболее часто встречаемой формы шпаргалок является так называемая "гармошка", состоящая из многократно сложенной узкой по­лоски бумаги. Реже встречается "книжка", которую сшивают из миниатюрных - размером со спичечный коробок - листочков. Основное требо­вание к "книжке" - она должна помещаться в кулаке. Обычно ее держат в левой руке и листают средним пальцем. Достают ее из кармана вместе с носовым платком; туда же и отправляют при приближении преподавателя. Один мой однокурсник по университету Сергей К. изготавливал изумительные по качеству книжки размером в несколько сантиметров, причем удивительно четким почерком. Кроме того, он значительно усовер­шенствовал саму технологию их применения. Книжечка с формулами кре­пилась к тонкой резинке, второй конец которой пришивался к воротничку рубашки. Резинка продевалась в рукав пиджака с небольшим натяжением, так что в свободном виде "шпора" находилась чуть выше запястья под пиджаком. Когда преподаватель был далеко, Сергей изящным жестом "поправляя" тщательно отутюженные манжеты, извлекал на свет божий свой шедевр подпольной полиграфии и начинал активно "сдирать". Когда же опасность в лице доцента приближалась на критическое расстояние, он просто расжимал пальцы и "книжка" сама моментально влетала под рукав пиджака.

В дни летней сессии, когда появление студента в пиджаке для опыт­ных преподавателей служило сигналом возможной шпаргалки, Сергей при­ходил в аудиторию в рубашке и роскошном широком галстуке. Сами пони­маете, что находилось под ним: пять шесть пришитых "книжек" - полное собрание если не собственных сочинений, так летописей под названием: "Что нового пишут в учебниках". Кстати, большинство преподавателей с пониманием относились к "шпорам" (видимо помнили свои студенческие годы), и искренне восхищались особо остроумными изобретениями. Так помню, одного парня подловили за новой модификацией шпаргалки типа "рулет" (кстати, довольно неудобной в использовании). Он на экзамене по высшей математике использовал выпотрошенные большие часы на цепочке, в которых просмотр шпоры осуществлялся подкручиванием головки завода. Ассистент его поймал, но восхищенный его "изобретением" не выгнал сразу, а разрешил взять другой билет (впрочем это его не спасло). По видимому этот "Кулибин" все время, отведенное на подготовку к экзамену, потратил на раскурочивание дедушкиного хронометра и не удосужился как следует почитать учебник.

Особую, весьма интимную, эпопею представляют шпоры на женском теле. Здесь у студенток были явные преимущества перед нами,  так как заподозривший неладное преподаватель  мог  запросто  попросить  студента расстегнуть пиджак или приподнять брюки.  Девушкам такие предложения делать остерегались, вот они и пользовались вовсю своим особым положением. Наиболее частые места для шпаргалок - ноги выше колен,  причем чем выше,  тем надежнее (хотя доставать "гармошки" из  некоторых особо интимных мест им было затруднительно).  Так как нужные бумажки имели привычку в неподходящий момент выпадать из-под юбок, самые отчаянные любительницы пятерок рисовали формулы прямо на бедрах, а потом сидя на задней парте устраивали "стриптиз" к  неописуемому  удовольствию сидящего  рядом однокурсника.  Но ради отличной оценки или повышенной стипендии девушкам приходилось терпеть.

Как-то, преподавая анатомию в медицинском училище, я столкнулся с одной весьма нерадивой студенткой, которая тем не менее демонстрировала на  зачетах  прекрасное знание костей и мышц человеческого тела, причем на латинском языке и без ошибок.  Естественно, что такой нонсенс заставил  меня присматриваться к ней на экзамене повнимательнее, но я не мог заметить ничего подозрительного. Когда я находился далеко, она увлеченно писала ответ на листе бумаги,  когда же я подходил ближе, она откладывала ручку и изображала  крайнюю  задумчивость.  В столе и  на коленях у нее ничего не было,  в правой руке она держала ручку, левая лежала на столе.  Чиста как правда,  да  и  только!  Но все-таки  я  ее  подловил.  Фокус был прост и изящен,  и если бы она "сдирала" со шпаргалок,  а не с изодранного в клочья учебника, видит Бог,  я бы ее простил!  Но она вырвала пачку листов из учебника, а я не люблю неуважительного отношения к  книгам.  Ей  пришлось  сдавать анатомию три раза. Вот как обманывала меня та студентка:

Так как дело было в медучилище на ней был полупрозрачный белый батистовый халат. Под ним, на коленях - листы из учебника по анатомии. Когда она плавным движением ног слегка натягивала халат, он плотно прилегал к листочкам книги и становился прозрачным. Она списывала сквозь халат! Но когда я подходил поближе, она чуть сдвигала колени, халат топорщился, чуть приподнимаясь над бедрами, и книга становилась не видна.

Теперь от шпаргалок перейдем к "медведям" или "бомбочкам", которые лично мне нравились гораздо больше. Делались они так: на обычных тетрадных листах нормальным рабочим почерком, крупными буквами заранее писались ответы на экзаменационные вопросы. Затем пачка "заряжалась" или в пришитый к пиджаку носовой платок или в распоротую подкладку. На экзамене вам оставалось только незаметно извлечь нужный листок, положить его на стол, потом смело по нему отвечать препода­вателю. Здесь был только один критический момент - нужно было одним элегантным движением достать именно нужный лист из толстой пачки близнецов "медведей", а дальше все зависело от вашей наглости. Я один раз, отвечая физику, обсчитался на один лист и вынул не ту бумагу. Со второго раза все прошло нормально, но что мне было делать с написанным ответом по второму закону термодинамики, если у меня в билете спрашивался закон Ван-Гоффа? Начал я заталкивать листок под осциллограф, а бумага оказалась глянцевой - шуршала она как грему­чая змея в прерии. Пришлось изображать острый бронхит и в такт судорожным приступам кашля мять проклятый лист и запихивать его подальше. Тем не менее свою пятерку я в тот раз получил... хотя и не обиделся бы и за "пару", если бы меня подловили. Как говорится: «На войне как на войне».

Надо добавить, что хороший "медведь" должен быть очень естественным - ведь во время ответа он открыто лежит перед носом у преподавателя. Поэтому там нужно побольше черкать, рисовать рожицы и стараться писать ужасным невнятным почерком.  Чистенький "медведь",  исписанный ровными буквами  сразу вызывает подозрение.  Противопоказаний для использования такой  формы  списывания  два:  заранее  проштампованные листки, которые  выдают  прямо  на экзамене и жара:  под рубашку или брюки трудно засунуть сорок-пятьдесят больших листков и при этом  их не помять».  

Здесь должна быть Ваша история о шпаргалках.......
Yurvik55@Mail.ru

 

Общие советы Как не бояться экзаменов Вернуться на главную страницу Слово науке Глас народа Об авторе
 
Об экзамене с улыбкой.  Обучение, Семинары, тренинги. Советы психологов по разным вопросам English version.