Слово науке

 

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ:

 

Бадиков В.И., Быкова Е.В., Климина Н.В. Теория функциональных систем П.К.Анохина в изучении психофизических показателей результативной деятельности студентов // Вестник Российской АМН. 1997, №12. С.45-49.

Белов А.Ф., Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Успешность обучения студентов медицинского ВУЗа: дифференциально-психологиченский аспект // Психол. журн. 1994. Т.15. № 1. С.81- 86.

Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн. 1996. Т.17.№4. С. 64-74.

Данилова Н.Н., Астафьев С.В. Изменение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке // ЖВНД. 1999. Т.49. Вып.1. С.28-37.

Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С.147-160.

Заболевания вегетативной нервной системы / Под ред. А.М.Вейна. М.: Медицина, 1991.

Завьялов А.В., Склярук Н.А. Влияние уровня личностной тревожности у студентов-медиков на рефлекторную регуляцию сердечного ритма // Системные механизмы реабилитации: Труды научного совета РАМН по эксперимент. и прикладной физиологии. 1994. Т.5. С. 114-119.

Ивлева Е.И., Щербатых Ю.В. Клинико-психопатологичсекие аспекты и нарушения вегетативного гомеостаза при социальных фобиях // Социальная и клиническая психиатрия, 2000, №3, С. 53-56.

Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы // Физиология человека. – 2001. - №6. - С.135-141. 

Плотников  В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. №5. С. 48-50.

Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // ЖВНД. 1998. Т.48. вып. 3. С.458-463.

Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В. Вегетативный тонус и энергозатраты у студентов в процессе результативной учебной деятельности //Вестник Российской АМН. 1999. №6. С. 47-51.

Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки для оптимизации уровня экзаменационного стресса у студентов высшей школы.// Актуальные проблемы современной биологии и медицины. Днепропетровск, 1997, С.116-117.

Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Вегетативные компоненты реакции страха при моделировании психотравмирующей ситуации.// Структура и функции вегетативной нервной системы. Матер. 2-го международного симпозиума. Воронеж, 1998, С.31.

Использование приемов нейро-лингвистического программирования для изучения экзаменационного стресса.

 Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. - Воронеж, 1998. - 282 с.

В монографии проведен обзор  литературы, посвященной проблеме страха в различных его проявлениях. Изложены физиологические, психологические и клинические аспекты данной темы, а также основные терапевтические подходы, используемые при лечении тревожных расстройств. Рассмотрены вопросы дифференциальной диагностики невроза страха, фобий, невроза тревожного ожидания, посттравматических стрессовых расстройств, панических расстройств, генерализованной тревожности и др. с учетом современных международных классификаций психических заболеваний.

В книге также приводятся результаты собственных исследований по изучению структуры актуальных страхов с учетом их возрастных и половых особенностей.

Книга будет полезна психиатрам, психологам, физиологам, социологам и студентам соответствующих специальностей. Библиография 206 названий.

 

Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. Воронеж. 2000. – 120 с.

 Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. 2000, №3, С.53-56.

 Щербатых Ю.В. Влияние личностных особенностей на величину артериального давления у студентов в норме и в условиях эмоционального стресса // Артериальная гипертензия, 2000, №3, С.74-76.

В статье рассматриваются вопросы прогнозирования стрессорных реакций студентов, в частности их артериального давления при помощи специальных компьютерных программ.

 Щербатых Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека, 2000, №5, С. 151-152.

 Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы // Гигиена и санитария, 2000, №6, С.33-35.

 Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Обучение и здоровье. Методические рекомендации для студентов и преподавателей. - Воронеж, 2000. – 32 с.

 Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья и повышения качества подготовки медицинских работников // Здравоохранение Российской Федерации.  – 2001. - №3. - С. 38-39.

Щербатых Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания  экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. И.П.Павлова, 2000, №6, С.959-965.

Проведено комплексное исследование вегетативных реакций студентов в условиях экзаменационного стресса. Исследовались основные показатели гемодинамики и вариабельности сердечного ритма в зависимости от типа высшей нервной деятельности и самооценки студентов. Показано, что у студентов с высоким уровнем уравновешенности нервных процессов на экзамене отмечается повышенная активность парасимпатической нервной системы, а  у студентов с высоким уровнем самооценки на экзамене отмечается более низкая активация симпатической системы.

Щербатых Ю.В. Связь черт личности  студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы //Психологический журнал. – 2002. - №1. -  С.118-122.                                      

Проверялась гипотеза о существовании связи между личностными качествами и физиологическими процессами в организме человека в норме и в условиях эмоционального стресса. У студентов-медиков (n=102) в условиях обычного учебного процесса и перед экзаменом измерялась частота сердечных сокращений и артериальное давление. Для оценки активности вегетативной нервной системы использовали вычисление вегетативного индекса Кердо и математический анализ вариабельности сердечного ритма. Уровень личностной и реактивной тревожности определялся по опроснику Спилбергера, личностные качества – при помощи опросника Кеттела (16PF), форма "с". Установлено, что люди, стремящиеся контролировать свои эмоции и выражать их в социально приемлемой форме, реагируют на стресс большей активацией симпатической нервной системы.

 

Список может быть продолжен Вами, уважаемые коллеги. Присылайте библиографию своих статей вместе с короткими аннотациями по электронной почте: E-mail: Yurvik55@mail.ru  

ДИССЕРТАЦИИ:

Введение в докторскую диссертацию Ю.В.Щербатых «Вегетативне проявления экзаменационного стресса».

  Актуальность исследования

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов (Руководство по психиатрии, 1983). В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов и даже может вызывать нарушения генетического аппарата, повышая вероятность возникновения онкологических заболеваний. В частности, исследователи из медицинской школы Хьюстона (США) установили, что во время экзаменационной сессии у студентов активизируются репарационные механизмы, которые отвечают за восстановление поврежденных участков молекулы ДНК (Cohen L., Marshall G.D., Cheng L. et al.,2000). В другом исследовании было показано, что экзаменационный стресс, особенно в сочетании с употреблением кофеина, может приводить в последующем к стойкому повышению артериального давления у студентов (Schepard J.,AlAbsi M., Whitsett T. et al., 2000). Немецкие ученые из Дюссельдорфского университета показали негативное влияние экзаменов на иммунологический статус студентов, что находило свое отражение в ухудшении микрофлоры полости рта и периодонта во время напряженной учебы и экзаменов (Deinzer R., Kottmann W., Forster P., et al., 2000). Исследования бельгийских ученых из Антверпена продемонстрировали глубокие влияния академического стресса на такие гематологические показатели, как число эритроцитов, процентное содержание в них гемоглобина, показатель гематокрита и другие важные параметры крови  (Maes M., Van der Planken M., Van Gastel A., et al., 1998).

По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы (Плотников В.В., 1983; Покалев Г.М и др. 1985; Доскин А.В., 1988; Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В., 1999; Фаустов А.С., Щербатых Ю.В., 2000). Длительное и весьма значительное эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс (Щербатых Ю.В., 2000д; Schepard J.D., Al’Absi M., Whitsett T.L. Passey R.B., Lovallo W.R., 2000; Умрюхин Е.А. и др. 2001). К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам, можно отнести интенсивную умственную деятельность, повышенную статическую нагрузку, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима сна, эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением социального статуса студентов – все это приводит к перенапряжению вегетативной нервной системы, осуществляющей регуляцию нормальной жизнедеятельности организма. Многочисленные исследования показывают, что во время экзамена значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастает  артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения (Антропова М.В., 1968; Боканова О.М., 1974; Плотников В.В., 1983; Фаустов А.С., Баткина И. 1986; Доскин А.В., 1988; Еремин А.Л, 1989; Щербатых Ю.В, Буточникова Н.С., 1994; Щербатых Ю.В., Есауленко И.Э., Бакаева О.И. и др. 1996; Здоровье студентов, 1997; Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В., 1999; Фаустов А.С., Щербатых Ю.В., 2000б; Щербатых Ю.В., 2000д; Schepard J.D., Al’Absi M., Whitsett T.L. Passey R.B., Lovallo W.R., 2000; Умрюхин Е.А. и др. 2001). После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме. Обычно требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам (Антропова М.В. 1968; Щербатых Ю.В., 2000д). Таким образом, по данным большинства исследователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов и школьников, причем особую актуальность проблеме придает массовый характер данного явления, ежегодно охватывающего сотни тысяч учащихся в масштабах нашей страны.

Традиционно в качестве вегетативных коррелятов психоэмоционального стресса использовалось два основных параметра деятельности сердечно-сосудистой системы: частоту сердечных сокращений и величину артериального давления, а также производный от этих величин показатель – «вегетативный индекс Кердо», которые позволяли лишь в самых общих чертах судить о соотношении активности симпатической и парасимпатической систем при стрессе. С внедрением в практическую кардиологию математического анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) стало возможным избирательно определять вклад симпатического и парасимпатического отделов в регуляцию процессов организма человека (Akselrod S.С. et al., 1981; Баевский Р.М. с соавт. 1984; Malliani A., Lombardi F., Pagani M., 1994; Heart Rate Variability, 1996; Щербатых Ю.В., 1999б; Жемайтите Д., Варонецкас Г., Жилюкас Г., 1999; Данилова Н.Н., Астафьев С.В., 1999; Хаспекова Н.Б. и соавт., 1999; Фаустов А.С., Щербатых Ю.В., 2000б; Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В., 2001;). Кроме того, представляется весьма интересным поиск коррелятов между психологическими и физиологическими реакциями личности на учебные стрессовые ситуации, выявление которых позволит не только вырабатывать индивидуальные рекомендации, но и приблизиться к механизмам психосоматических взаимоотношений.

В то же время, следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Поэтому речь идет об оптимизации (коррекции) уровня экзаменационного стресса - то есть снижении его у сверхтревожных учеников с чрезмерно лабильной психикой и, возможно, некотором повышении его у инертных, маломотивированных учащихся. Коррекция уровня экзаменационного стресса может достигаться разными средствами - при помощи фармакологических препаратов, методами психической саморегуляции, оптимизацией режима труда и отдыха, при помощи системы биологической обратной связи и т.д. (Щербатых Ю.В., 1997; Shapiro S., Schwartz G., Bonner G., 1998;   Malathi A., Damodaran A. 1999; Фаустов А.С., Щербатых Ю.В., 2000; Schepard J.,AlAbsi M., Whitsett T. et al., 2000). В этом случае перед педагогами встает проблема прогноза стрессовых реакций того или иного ученика на процедуру экзамена. Ее решение невозможно без детальной проработки как физиологических, так и психологических составляющих экзаменационного стресса с обязательным учетом индивидуальных личностных особенностей.

 

Цели и задачи исследования

Целью настоящего исследования явилось изучение роли вегетативной нервной системы в развитии психоэмоционального стресса (на модели его экзаменационного варианта). Для достижения поставленной цели было необходимо решить несколько задач:

 1. Изучить особенности вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы студентов во время учебного процесса и при стрессе, вызванным сдачей экзаменов. 

2. Провести комплексное психофизиологическое обследование студентов высшей школы в течение обычного учебного процесса и во время экзаменов, включающее в себя измерение показателей их скорости реакции, уровня тремора скелетной мускулатуры и лабильности зрительного анализатора.

3. Исследовать исходный уровень тревоги и страха в норме и во время экзаменационной сессии, а также изучить связь этих психических феноменов с функциями вегетативной нервной системы.

4. Выявить взаимосвязи между личностными особенностями студентов и характером их вегетативных реакций на психоэмоциональный стресс.

 5. Разработать методику прогнозирования работы вегетативной нервной системы во время экзамена в целях заблаговременного выявления лиц группы риска, характеризующейся сниженной стрессоустойчивостью.

6. Разработать методы коррекции экзаменационного стресса и нормализации деятельности вегетативной нервной системы, которые позволят учащимся с меньшими потерями для здоровья и более успешно сдавать экзамены в средней и высшей школе.

 

Общие советы Как не бояться экзаменов Маленькие хитрости Вернуться на главную страницу Глас народа Об авторе
 
Об экзамене с улыбкой.  Обучение, Семинары, тренинги. Советы психологов по разным вопросам English version.