Слово науке СПИСОК
ПУБЛИКАЦИЙ: Бадиков В.И.,
Быкова Е.В., Климина Н.В. Теория
функциональных систем П.К.Анохина в
изучении психофизических показателей
результативной деятельности студентов
// Вестник Российской АМН. 1997, №12. С.45-49. Белов А.Ф., Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Успешность обучения студентов медицинского ВУЗа: дифференциально-психологиченский аспект // Психол. журн. 1994. Т.15. № 1. С.81- 86. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн. 1996. Т.17.№4. С. 64-74. Данилова Н.Н.,
Астафьев С.В. Изменение вариабельности
сердечного ритма при информационной
нагрузке // ЖВНД.
1999. Т.49. Вып.1. С.28-37. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С.147-160. Заболевания вегетативной нервной системы / Под ред. А.М.Вейна. М.: Медицина, 1991. Завьялов А.В., Склярук Н.А. Влияние уровня личностной тревожности у студентов-медиков на рефлекторную регуляцию сердечного ритма // Системные механизмы реабилитации: Труды научного совета РАМН по эксперимент. и прикладной физиологии. 1994. Т.5. С. 114-119. Ивлева
Е.И., Щербатых Ю.В. Клинико-психопатологичсекие
аспекты и нарушения вегетативного
гомеостаза при социальных фобиях
// Социальная и клиническая психиатрия,
2000, №3, С. 53-56. Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы // Физиология человека. – 2001. - №6. - С.135-141. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. №5. С. 48-50. Стрелец В.Б.,
Самко Н.Н., Голикова Ж.В. Физиологические
показатели предэкзаменационного
стресса // ЖВНД.
1998. Т.48. вып. 3. С.458-463. Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В. Вегетативный тонус и энергозатраты у студентов в процессе результативной учебной деятельности //Вестник Российской АМН. 1999. №6. С. 47-51. Щербатых
Ю.В. Использование
аутогенной тренировки для оптимизации
уровня экзаменационного стресса у
студентов высшей школы.// Актуальные
проблемы современной биологии и
медицины. Днепропетровск, 1997, С.116-117. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Вегетативные компоненты реакции страха при моделировании психотравмирующей ситуации.// Структура и функции вегетативной нервной системы. Матер. 2-го международного симпозиума. Воронеж, 1998, С.31. Использование
приемов нейро-лингвистического
программирования для изучения
экзаменационного стресса. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И.
Психофизиологические и клинические
аспекты страха, тревоги и фобий.
- Воронеж, 1998. - 282 с. В
монографии проведен обзор
литературы, посвященной проблеме
страха в различных его проявлениях.
Изложены физиологические,
психологические и клинические аспекты
данной темы, а также основные
терапевтические подходы, используемые
при лечении тревожных расстройств.
Рассмотрены вопросы дифференциальной
диагностики невроза страха, фобий,
невроза тревожного ожидания,
посттравматических стрессовых
расстройств, панических расстройств,
генерализованной тревожности и др. с
учетом современных международных
классификаций психических заболеваний. В книге также приводятся
результаты собственных исследований по
изучению структуры актуальных страхов с
учетом их возрастных и половых
особенностей. Книга будет полезна психиатрам, психологам, физиологам, социологам и студентам соответствующих специальностей. Библиография 206 названий. Щербатых
Ю.В. Экзаменационный стресс.
Воронеж. 2000. – 120 с. Щербатых
Ю.В. Экзамен и здоровье
// Высшее образование в России. 2000, №3, С.53-56. Щербатых
Ю.В. Влияние личностных особенностей на
величину артериального давления у
студентов в норме и в условиях
эмоционального стресса //
Артериальная гипертензия, 2000, №3, С.74-76. В статье
рассматриваются вопросы
прогнозирования стрессорных реакций
студентов, в частности их артериального
давления при помощи специальных
компьютерных программ. Щербатых Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека, 2000, №5, С. 151-152. Фаустов
А.С., Щербатых Ю.В. Изменения
функционального состояния нервной
системы студентов во время учебы //
Гигиена и санитария, 2000, №6, С.33-35. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Обучение и здоровье. Методические рекомендации для студентов и преподавателей. - Воронеж, 2000. – 32 с. Фаустов
А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня
экзаменационного стресса у студентов
как фактор улучшения их здоровья и
повышения качества подготовки
медицинских работников //
Здравоохранение Российской Федерации. – 2001. - №3. - С. 38-39. Щербатых Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. И.П.Павлова, 2000, №6, С.959-965. Проведено
комплексное исследование вегетативных
реакций студентов в условиях
экзаменационного стресса.
Исследовались основные показатели
гемодинамики и вариабельности
сердечного ритма в зависимости от типа
высшей нервной деятельности и
самооценки студентов. Показано, что у
студентов с высоким уровнем
уравновешенности нервных процессов на
экзамене отмечается повышенная
активность парасимпатической нервной
системы, а у студентов с высоким уровнем
самооценки на экзамене отмечается более
низкая активация симпатической системы. Щербатых Ю.В. Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы //Психологический журнал. – 2002. - №1. - С.118-122. Проверялась
гипотеза о существовании связи между
личностными качествами и
физиологическими процессами в
организме человека в норме и в условиях
эмоционального стресса. У студентов-медиков
(n=102) в условиях обычного учебного
процесса и перед экзаменом измерялась
частота сердечных сокращений и
артериальное давление. Для оценки
активности вегетативной нервной
системы использовали вычисление
вегетативного индекса Кердо и
математический анализ вариабельности
сердечного ритма. Уровень личностной и
реактивной тревожности определялся по
опроснику Спилбергера, личностные
качества – при помощи опросника Кеттела
(16PF), форма "с". Установлено, что люди,
стремящиеся контролировать свои эмоции
и выражать их в социально приемлемой
форме, реагируют на стресс большей
активацией симпатической нервной
системы.
ДИССЕРТАЦИИ: Введение в
докторскую диссертацию Ю.В.Щербатых «Вегетативне
проявления экзаменационного стресса».
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Общие советы | Как не бояться экзаменов | Маленькие хитрости | Вернуться на главную страницу | Глас народа | Об авторе |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Об экзамене с улыбкой. | Обучение, Семинары, тренинги. | Советы психологов по разным вопросам | English version. |