Слово науке
СПИСОК
ПУБЛИКАЦИЙ:
Бадиков В.И.,
Быкова Е.В., Климина Н.В. Теория
функциональных систем П.К.Анохина в
изучении психофизических показателей
результативной деятельности студентов
// Вестник Российской АМН. 1997, №12. С.45-49.
Белов
А.Ф., Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Успешность
обучения студентов медицинского ВУЗа:
дифференциально-психологиченский
аспект // Психол. журн. 1994. Т.15. № 1. С.81- 86.
Бодров
В.А. Когнитивные процессы и
психологический стресс // Психол. журн.
1996. Т.17.№4. С. 64-74.
Данилова Н.Н.,
Астафьев С.В. Изменение вариабельности
сердечного ритма при информационной
нагрузке // ЖВНД.
1999. Т.49. Вып.1. С.28-37.
Доскин
В.А. Профилактика экзаменационного
стресса // Школа и психическое
здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха.
М.: Медицина, 1988. С.147-160.
Заболевания
вегетативной нервной системы / Под ред.
А.М.Вейна. М.: Медицина, 1991.
Завьялов
А.В., Склярук Н.А. Влияние уровня
личностной тревожности у студентов-медиков
на рефлекторную регуляцию сердечного
ритма // Системные механизмы
реабилитации: Труды научного совета
РАМН по эксперимент. и прикладной
физиологии. 1994. Т.5. С. 114-119.
Ивлева
Е.И., Щербатых Ю.В. Клинико-психопатологичсекие
аспекты и нарушения вегетативного
гомеостаза при социальных фобиях
// Социальная и клиническая психиатрия,
2000, №3, С. 53-56.
Ноздрачев
А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы
оценки функционального состояния
вегетативной нервной системы //
Физиология человека. – 2001. - №6. - С.135-141.
Плотников
В.В. Оценка психовегетативных
показателей у студентов в условиях
экзаменационного стресса // Гигиена
труда. 1983. №5. С. 48-50.
Стрелец В.Б.,
Самко Н.Н., Голикова Ж.В. Физиологические
показатели предэкзаменационного
стресса // ЖВНД.
1998. Т.48. вып. 3. С.458-463.
Умрюхин
Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В.
Вегетативный тонус и энергозатраты у
студентов в процессе результативной
учебной деятельности //Вестник
Российской АМН. 1999. №6. С. 47-51.
Щербатых
Ю.В. Использование
аутогенной тренировки для оптимизации
уровня экзаменационного стресса у
студентов высшей школы.// Актуальные
проблемы современной биологии и
медицины. Днепропетровск, 1997, С.116-117.
Щербатых Ю.В.,
Ивлева Е.И. Вегетативные компоненты
реакции страха при моделировании
психотравмирующей ситуации.//
Структура и функции вегетативной
нервной системы. Матер. 2-го
международного симпозиума. Воронеж, 1998,
С.31.
Использование
приемов нейро-лингвистического
программирования для изучения
экзаменационного стресса.
Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И.
Психофизиологические и клинические
аспекты страха, тревоги и фобий.
- Воронеж, 1998. - 282 с.
В
монографии проведен обзор
литературы, посвященной проблеме
страха в различных его проявлениях.
Изложены физиологические,
психологические и клинические аспекты
данной темы, а также основные
терапевтические подходы, используемые
при лечении тревожных расстройств.
Рассмотрены вопросы дифференциальной
диагностики невроза страха, фобий,
невроза тревожного ожидания,
посттравматических стрессовых
расстройств, панических расстройств,
генерализованной тревожности и др. с
учетом современных международных
классификаций психических заболеваний.
В книге также приводятся
результаты собственных исследований по
изучению структуры актуальных страхов с
учетом их возрастных и половых
особенностей.
Книга
будет полезна психиатрам, психологам,
физиологам, социологам и студентам
соответствующих специальностей.
Библиография 206 названий.
Щербатых
Ю.В. Экзаменационный стресс.
Воронеж. 2000. – 120 с.
Щербатых
Ю.В. Экзамен и здоровье
// Высшее образование в России. 2000, №3, С.53-56.
Щербатых
Ю.В. Влияние личностных особенностей на
величину артериального давления у
студентов в норме и в условиях
эмоционального стресса //
Артериальная гипертензия, 2000, №3, С.74-76.
В статье
рассматриваются вопросы
прогнозирования стрессорных реакций
студентов, в частности их артериального
давления при помощи специальных
компьютерных программ.
Щербатых Ю.В. Саморегуляция
вегетативного гомеостаза при
эмоциональном стрессе // Физиология
человека, 2000, №5, С. 151-152.
Фаустов
А.С., Щербатых Ю.В. Изменения
функционального состояния нервной
системы студентов во время учебы //
Гигиена и санитария, 2000, №6, С.33-35.
Фаустов А.С., Щербатых Ю.В.
Обучение и здоровье. Методические
рекомендации для студентов и
преподавателей. - Воронеж, 2000. – 32 с.
Фаустов
А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня
экзаменационного стресса у студентов
как фактор улучшения их здоровья и
повышения качества подготовки
медицинских работников //
Здравоохранение Российской Федерации. – 2001. - №3. - С. 38-39.
Щербатых Ю.В.
Влияние показателей высшей нервной
деятельности студентов на характер
протекания экзаменационного
стресса // Журнал ВНД им. И.П.Павлова,
2000, №6, С.959-965.
Проведено
комплексное исследование вегетативных
реакций студентов в условиях
экзаменационного стресса.
Исследовались основные показатели
гемодинамики и вариабельности
сердечного ритма в зависимости от типа
высшей нервной деятельности и
самооценки студентов. Показано, что у
студентов с высоким уровнем
уравновешенности нервных процессов на
экзамене отмечается повышенная
активность парасимпатической нервной
системы, а у студентов с высоким уровнем
самооценки на экзамене отмечается более
низкая активация симпатической системы.
Щербатых Ю.В.
Связь черт личности
студентов-медиков с активностью
вегетативной нервной системы //Психологический
журнал. – 2002. - №1. - С.118-122.
Проверялась
гипотеза о существовании связи между
личностными качествами и
физиологическими процессами в
организме человека в норме и в условиях
эмоционального стресса. У студентов-медиков
(n=102) в условиях обычного учебного
процесса и перед экзаменом измерялась
частота сердечных сокращений и
артериальное давление. Для оценки
активности вегетативной нервной
системы использовали вычисление
вегетативного индекса Кердо и
математический анализ вариабельности
сердечного ритма. Уровень личностной и
реактивной тревожности определялся по
опроснику Спилбергера, личностные
качества – при помощи опросника Кеттела
(16PF), форма "с". Установлено, что люди,
стремящиеся контролировать свои эмоции
и выражать их в социально приемлемой
форме, реагируют на стресс большей
активацией симпатической нервной
системы.
Список
может быть продолжен Вами, уважаемые
коллеги. Присылайте библиографию своих
статей вместе с короткими аннотациями
по электронной почте: E-mail:
Yurvik55@mail.ru
|
ДИССЕРТАЦИИ:
Введение в
докторскую диссертацию Ю.В.Щербатых «Вегетативне
проявления экзаменационного стресса».
Актуальность исследования
Экзаменационный
стресс занимает одно из первых мест
среди причин, вызывающих психическое
напряжение у учащихся средней и,
особенно, высшей школы. Очень часто
экзамен становится психотравмирующим
фактором, который учитывается даже в
клинической психиатрии при определении
характера психогении и классификации
неврозов (Руководство по психиатрии, 1983).
В последние годы получены убедительные
доказательства того, что
экзаменационный стресс оказывает
негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую
и иммунную системы студентов и даже
может вызывать нарушения генетического
аппарата, повышая вероятность
возникновения онкологических
заболеваний. В частности, исследователи
из медицинской школы Хьюстона (США)
установили, что во время
экзаменационной сессии у студентов
активизируются репарационные механизмы,
которые отвечают за восстановление
поврежденных участков молекулы ДНК (Cohen L., Marshall
G.D.,
Cheng
L. et
al.,2000).
В другом исследовании было показано, что
экзаменационный стресс, особенно в
сочетании с употреблением кофеина,
может приводить в последующем к
стойкому повышению артериального
давления у студентов (Schepard
J.,Al’Absi
M., Whitsett
T. et
al.,
2000). Немецкие ученые из Дюссельдорфского
университета показали негативное
влияние экзаменов на иммунологический
статус студентов, что находило свое
отражение в ухудшении микрофлоры
полости рта и периодонта во время
напряженной учебы и экзаменов (Deinzer
R., Kottmann
W., Forster
P., et
al.,
2000). Исследования бельгийских ученых из
Антверпена продемонстрировали глубокие
влияния академического стресса на такие
гематологические показатели, как число
эритроцитов, процентное содержание в
них гемоглобина, показатель гематокрита
и другие важные параметры крови
(Maes
M., Van
der
Planken
M., Van
Gastel
A., et
al.,
1998).
По данным
российских авторов, в период
экзаменационной сессии у студентов и
школьников регистрируются выраженные
нарушения вегетативной регуляции
сердечно-сосудистой системы (Плотников
В.В., 1983; Покалев Г.М и др. 1985; Доскин А.В.,
1988; Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В.,
1999; Фаустов А.С., Щербатых Ю.В., 2000).
Длительное и весьма значительное
эмоциональное напряжение может
приводить к активации симпатического
или парасимпатического отделов
вегетативной нервной системы, а также к
развитию переходных процессов,
сопровождающихся нарушением
вегетативного гомеостаза и повышенной
лабильностью реакций сердечно-сосудистой
системы на эмоциональный стресс (Щербатых
Ю.В., 2000д; Schepard
J.D., Al’Absi M., Whitsett T.L. Passey R.B., Lovallo W.R., 2000;
Умрюхин Е.А. и др. 2001). К неблагоприятным
факторам периода подготовки к экзаменам,
можно отнести интенсивную умственную
деятельность, повышенную статическую
нагрузку, крайнее ограничение
двигательной активности, нарушение
режима сна, эмоциональные переживания,
связанные с возможным изменением
социального статуса студентов – все это
приводит к перенапряжению вегетативной
нервной системы, осуществляющей
регуляцию нормальной жизнедеятельности
организма. Многочисленные исследования
показывают, что во время экзамена
значительно повышается частота
сердечных сокращений, возрастает
артериальное давление, уровень
мышечного и психоэмоционального
напряжения (Антропова М.В., 1968; Боканова О.М.,
1974; Плотников В.В., 1983; Фаустов А.С.,
Баткина И. 1986; Доскин А.В., 1988; Еремин А.Л,
1989; Щербатых Ю.В, Буточникова Н.С., 1994;
Щербатых Ю.В., Есауленко И.Э., Бакаева О.И.
и др. 1996; Здоровье студентов, 1997; Умрюхин
Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В., 1999; Фаустов
А.С., Щербатых Ю.В., 2000б; Щербатых Ю.В., 2000д; Schepard J.D., Al’Absi M., Whitsett T.L. Passey R.B., Lovallo W.R.,
2000; Умрюхин Е.А. и др. 2001). После сдачи
экзамена физиологические показатели не
сразу возвращаются к норме. Обычно
требуется несколько дней для того, чтобы
параметры артериального давления
вернулись к исходным величинам (Антропова
М.В. 1968; Щербатых Ю.В., 2000д). Таким образом,
по данным большинства исследователей,
экзаменационный стресс представляет
собой серьезную угрозу здоровью
студентов и школьников, причем особую
актуальность проблеме придает массовый
характер данного явления, ежегодно
охватывающего сотни тысяч учащихся в
масштабах нашей страны.
Традиционно
в качестве вегетативных коррелятов
психоэмоционального стресса
использовалось два основных параметра
деятельности сердечно-сосудистой
системы: частоту сердечных сокращений и
величину артериального давления, а
также производный от этих величин
показатель – «вегетативный индекс
Кердо», которые позволяли лишь в самых
общих чертах судить о соотношении
активности симпатической и
парасимпатической систем при стрессе. С
внедрением в практическую кардиологию
математического анализа вариабельности
сердечного ритма (ВСР) стало возможным
избирательно определять вклад
симпатического и парасимпатического
отделов в регуляцию процессов организма
человека (Akselrod S.С. et al., 1981; Баевский Р.М. с
соавт. 1984; Malliani A., Lombardi F., Pagani M., 1994; Heart Rate
Variability, 1996; Щербатых Ю.В., 1999б; Жемайтите Д.,
Варонецкас Г., Жилюкас Г., 1999; Данилова Н.Н.,
Астафьев С.В., 1999; Хаспекова Н.Б. и соавт.,
1999; Фаустов А.С., Щербатых Ю.В., 2000б;
Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В., 2001;). Кроме
того, представляется весьма интересным
поиск коррелятов между
психологическими и физиологическими
реакциями личности на учебные
стрессовые ситуации, выявление которых
позволит не только вырабатывать
индивидуальные рекомендации, но и
приблизиться к механизмам
психосоматических взаимоотношений.
В
то же время, следует отметить, что
экзаменационный стресс не всегда носит
вредоносный характер, приобретая
свойства «дистресса». В определенных
ситуациях психологическое напряжение
может иметь стимулирующее значение,
помогая учащемуся мобилизовать все свои
знания и личностные резервы для решения
поставленных перед ним учебных задач.
Поэтому речь идет об оптимизации (коррекции)
уровня экзаменационного стресса - то
есть снижении его у сверхтревожных
учеников с чрезмерно лабильной психикой
и, возможно, некотором повышении его у
инертных, маломотивированных учащихся.
Коррекция уровня экзаменационного
стресса может достигаться разными
средствами - при помощи
фармакологических препаратов, методами
психической саморегуляции,
оптимизацией режима труда и отдыха, при
помощи системы биологической обратной
связи и т.д. (Щербатых Ю.В., 1997; Shapiro
S., Schwartz
G., Bonner
G., 1998;
Malathi A.,
Damodaran A.
1999; Фаустов А.С., Щербатых Ю.В., 2000; Schepard
J.,Al’Absi
M., Whitsett
T. et
al.,
2000). В этом случае перед педагогами
встает проблема прогноза стрессовых
реакций того или иного ученика на
процедуру экзамена. Ее решение
невозможно без детальной проработки как
физиологических, так и психологических
составляющих экзаменационного стресса
с обязательным учетом индивидуальных
личностных особенностей.
Цели и
задачи исследования
Целью
настоящего исследования явилось
изучение роли вегетативной нервной
системы в развитии психоэмоционального
стресса (на модели его экзаменационного
варианта). Для достижения поставленной
цели было необходимо решить несколько
задач:
1.
Изучить особенности вегетативной
регуляции сердечно-сосудистой системы
студентов во время учебного процесса и
при стрессе, вызванным сдачей экзаменов.
2.
Провести комплексное
психофизиологическое обследование
студентов высшей школы в течение
обычного учебного процесса и во время
экзаменов, включающее в себя измерение
показателей их скорости реакции, уровня
тремора скелетной мускулатуры и
лабильности зрительного анализатора.
3.
Исследовать исходный уровень тревоги и
страха в норме и во время
экзаменационной сессии, а также изучить
связь этих психических феноменов с
функциями вегетативной нервной системы.
4.
Выявить взаимосвязи между личностными
особенностями студентов и характером их
вегетативных реакций на
психоэмоциональный стресс.
5.
Разработать методику прогнозирования
работы вегетативной нервной системы во
время экзамена в целях
заблаговременного выявления лиц группы
риска, характеризующейся сниженной
стрессоустойчивостью.
6.
Разработать методы коррекции
экзаменационного стресса и
нормализации деятельности вегетативной
нервной системы, которые позволят
учащимся с меньшими потерями для
здоровья и более успешно сдавать
экзамены в средней и высшей школе.
|