Статья о ОАО
"Воронежтрубопроводстрой" в газете "Коммуна".
Через территорию
Воронежской области проходят три крупнейших системы магистральных
газопроводов: Ставрополь - Москва, Средняя Азия (из Оренбурга) - Центр,
Уренгой Новопсков, но регион газифицирован лишь на четверть. В то время
как соседние области, даже не имея столь обильного доступа к "трубе", в
вопросах обеспечения газом населения ушли далеко вперед, у нас вплотную
проблемой не занимались. Между тем рядом располагается мощный подрядчик
акционерное общество "Воронежтрубопроводстрой", известное, прежде всего,
участием в крупных проектах за пределами региона • в прокладке
нефтепроводов "Дружба", Сургут-Новополоцк и Тенгиз-Грозный, газопроводов
"Союз", "Северное Сияние", Уренгой - Помары Ужгород, Уренгой - Тула и
других. И на первый взгляд, строителям с такими возможностями работать в
области тесновато, однако строят и довольно много, особенно в последние
годы... Только слава от этого, как это часто бывает, достается другим.
- Строили в нашей области мы всегда много, -
говорит заместитель генерального директора "Воронежтрубопроводстроя"
Николай Панин. Но если 10-20 лет назад это были в основном объекты
социальной сферы - жилые дома, детские сады и школы - в Острогожске,
Семилуках и Воронеже, где живут семьи наших работников, в девяностых
годах мы занялись прокладкой газовых сетей по Воронежской области. Нашими
силами проложены и сданы в эксплуатацию газопроводы-отводы в Каширское,
Бутурлиновку, Таловую, Грибановский, Воробьевский.
Сегодня
"Воронежтрубопроводстрой" ведет работы по прокладке газовой нитки длиной
82 километра до Анны. Она будет проходить по территории трех районов (Новоусманского,
Панинского и Аннинского) - первый участок (48 километров) и Хлебненская
газораспределительная станция (ГРС) сданы в эксплуатацию еще в декабре
прошлого года, а оставшийся передадим в использование уже до конца
нынешнего. К завершению близится и строительство 25,4-километрового
газопровода Новая Усмань -Краснолесный. Мы строим много разводящих сетей –
к Садовскому сахарному заводу, в Воробьевском и Бобровском районах. На
территории области выполняем и крупный заказ ОАО «Газпром» - прокладываем
газопровод высокого давления Елец - Новопсков...
На последний из названных объектов мы
приехали после недавно прошедшего дождя. Строители как раз завершали
переход через шоссейную дорогу у села Ивановка Хохольского района, рядом
- уже преодоленный переход через реку Еманчу. Мощный бульдозер,
вгрызаясь в вязкий грунт, карабкался по довольно крутому склону,
расчищая дорогу экскаватору. Ниже трубоукладчики уже подтягивали к
только что вырытой траншее несколько труб, сваренных в плеть. По внешнему
спокойствию на лицах и слаженной работе всех участников процесса,
казалось, что лезть на косогоры и форсировать реки для них обычное дело.
- Техника и люди у нас
подготовлены для строительства магистральных газопроводов высокого
давления, -говорит главный инженер "Воронежтрубопроводстроя" Владимир
Щербинин. - Сварщики, к примеру, подтвердили свою квалификацию в НАКСе
(Национальном аттестационном комитете по сварке). Наша техника -
экскаваторы "Като", трубоукладчики и бульдозеры "Комацу", "Катерпиллер"
сегодня, конечно, стоит огромные деньги, однако отечественных аналогов
ей мы не имеем: экскаваторы российского производства сплошь карьерные,
не предназначенные для работы под уклоном и на болотах.
Однако Владимир Митрофанович не упомянул об
одном важном секрете работы техники "Воронежтрубопроводстроя". Об этом
затем рассказал нам заместитель генерального директора Николай Панин.
Оказывается, на эти самые "Като" и "Комацу" поставили отечественные
двигатели и тем самым, не ухудшая технических характеристик, удалось
добиться значительного удешевления их эксплуатации. А, к примеру, для
прохождения автомобильных и железных дорог без их вскрытия умельцы
акционерного общества изобрели и внедрили установку горизонтального
прокольного бурения. Повсеместное использование трубосварочных баз в
местах строительства за счет сваривания труб по две и три в плеть
полуавтоматической сваркой под слоем флюса позволяет значительно
сэкономить электроды, сокращать неудобства работы в полевых условиях.
Истоки создания мощной производственной базы
"Воронежтрубопроводстроя" следует искать в истории. Об этом нам рассказал
заместитель генерального директора "Воронежтрубопроводстроя" Николай
Панин. По сути, организация берет начало с 1957 года - тогда на
территории Воронежской области строился первый газопровод Ставрополь
Москва. В то время здесь образовалось несколько управлений московских
трестов, а в 1979 году они объединились в единую организацию. Однако чуть
менее чем через двадцать лет "Воронежтрубопроводстрой" оказался на грани
развала. Долги по зарплате достигали 7 - 8 месяцев, налоги не
погашались несколько лет, и как следствие долгострои и текучка кадров...
Все начало изменяться с приходом в 1998 году нового генерального
директора Василия Шипилова. Он подобрал новую команду управленцев, и дело
стало налаживаться. Выплата зарплаты выровнялась, постепенно погашаются
долги по налогам. Люди вновь поверили в себя. Более того, возобновилась
подготовка молодых сварщиков: в этом году уже обучены 10 человек.
Кстати, профессия сварщика здесь сродни
хирургу. Надежность шва на трубе контролируется ультразвуком и
рентгеногамоскопией ("просвечивается") - ведь газопровод высокого
давления должен выдерживать почти сто атмосфер. Кроме того, у каждого шва
сварщик оставляет личное клеймо, которое фиксируется в документах и
хранится в архиве 25 лет - гарантийный срок эксплуатации трубопровода.
Поэтому можно без преувеличения сказать, что в "Воронежтрубопроводстрое"
работают лучшие кадры сварщиков области.
Высококвалифицированные кадры собраны и в
других службах - многие работают по 20 - 30 лет. Подбор кадров здесь
ведут тщательно. В свое время в "Воронежтрубопроводстрое" вырастили трех
Героев Социалистического Труда - Николая Суятинова, Ивана Волкова и
Николая Ракитина. И сегодня работают и передают свое мастерство
награжденные за труд орденами, медалями и другими высокими
государственными наградами бригадир монтажников Владимир Лямин, бригадир
изоляционно-укладочной колонны Николай Ничуговский, механик Виктор
Струков, машинист изоляционного комбайна Василий Чеботарев и другие.
Только в нынешнем году 14 человек отмечены грамотами Минэнерго, а 6 -
благодарностями. Постоянно действуют отлаженные взаимосвязи с советом
ветеранов войны и труда, который возглавляет Николай Гусев.
Сегодня все основные базы "Воронежтрубопроводстроя"
сосредоточены в областном центре и вокруг него. В Воронеже это автобаза и
ремонтная база техники, в Придонском - база изоляции труб, в Семилукских
Выселках и у Латной Семилукского района - трубосварочные базы. В самих
Семилуках - автобаза, растворный узел, база электрохимзащиты, в
Острогожске - ремонтностроительная база. Строительные городки
акционерного общества имеются в Анне, поселках Краснолесном, Грибановском,
на станции Народное Терновского района, Воробьевке. И хотя объемы работ "Воронежтрубопроводстроя"
только за восемь месяцев текущего года превысили выполненное за весь
прошлый год в 2,6 раза, строители далеки от удовлетворения результатами.
Четвертый год из-за отсутствия финансирования не удается начать
прокладку уже сваренных труб в Терновский район, газопровода до села
Синие Липяги с перспективой газификации всего Нижнедевицкого района. При
строительстве газовой нитки до Анны также приходится многие работы
выполнять в долг - в "Воронежтрубопроводстрое" понимают всю важность
задачи поставки газа населению трех районов области уже нынешней зимой.
Хотя приходится сталкиваться и с тем, что от уже сданных в эксплуатацию
ГРС запитывается всего несколько объектов -здесь уже строителей должны
поддержать местные администрации, а то ведь получается, как в той
поговорке:
"глаз видит, да зуб
неймет". Как правило, при введении в строй газопроводов принято говорить
слова благодарности заказчикам объекта, а внимание приковывают к себе
эксплуатационники.
Не хотелось бы, чтобы при этом забывали о
строителях, которые в сложных условиях, в любую погоду, порой в отрыве от
дома и семьи, приближали этот праздник.