Агрохимия.

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АГРОХИМИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА


В.Г. Сычев- чл.-корр. Россельхозакадемии, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, директор Всероссийского НИИ агрохимии им Д.Н. Прянишникова


Концепция развития агрохимического обслуживания сельскохозяйственного производства России как составная часть экологии и рационального природопользования соответствует основным приоритетам развития науки, технологии и техники, что предусмотрено в утвержденном Президентом Российской Федерации В.В. Путиным документе "Основы политики Российской Федерации в области науки и техники на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу", одобренном на совместном заседании Совета безопасности, Президиума Госсовета и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям 20.03.2002 г. Перечень критических технологий, обозначенных в этом документе, предусматривает решение вопросов сохранения и восстановления нарушенных земель и ландшафтов.
Необходимо определять место и вклад аграрного комплекса России в реализацию поставленной Президентом Российской Федерации задачи удвоения ВВП, повышения уровня благосостояния населения нашей страны. В аграрном секторе на это должен быть направлен весь комплекс мелиоративных, агрохимических и почвозащитных мероприятий, в системе которых удовлетворение потребностей человека, прежде всего в продовольствии, является главной целью.
За последние 12 лет общая площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 24 млн. га, пашни - на 22 млн. га, посевная площадь - на 33,2 млн. га. При сокращении в среднем по России производства сельхозпродукции в два раза имеются регионы, где указанное сокращение достигает 3-4 и более раз. Сельскохозяйственное производство в стране оказалось малорентабельным. Падает плодородие почв, ежегодный вынос питательных веществ из почв пашни вследствие сельскохозяйственной деятельности в 5 раз превышает возврат их с вносимым объемом минеральных и органических удобрений. К настоящему времени 36,4 млн. га пахотных земель (31%) имеет повышенную кислотность, 54,5 млн. га или 46% - низкое содержание гумуса, 25 млн. га (22%) - низкое содержание подвижного фосфора и 11,5 млн. га (10%) - низкое содержание обменного калия. Доля почв с низким уровнем плодородия особенно велика в Нечерноземье. По данным Федеральной службы земельного кадастра на 01.01.2003 г. в составе пашни 35,4 млн. га эродированных почв, 50 - эрозионноопасных и 10 млн. га - подверженных ветровой эрозии. Отмечается нарастание оврагообразования, всех видов эрозии, деградации техногенного происхождения, загрязнения ксенобиотиками и радионуклидами, опустынивания почв. На выбывших из оборота пахотных землях развиваются кустарниковые заросли, резервации сорных растений, вредителей и болезней. Большая часть урожая в современном экстенсивном земледелии формируется за счет мобилизации почвенного плодородия без компенсации выносимых с урожаем элементов питания, что приводит к отрицательному балансу питательных веществ и потерям гумуса.
В течение последних лет в связи с кризисным состоянием АПК России произошло резкое снижение объемов применения минеральных и органических удобрений и средств химизации. Несмотря на то, что химическая промышленность в состоянии обеспечить производство научно обоснованного ассортимента минеральных удобрений, практически используемый элементный состав удобрений не соответствует требованиям земледелия. За счет продажи минеральных удобрений за рубеж удалось сохранить основные мощности по их производству. Однако из произведенных в России туков в 2002 г. (13,6 млн. т) лишь 10% (1,3 млн. т) использовано в отечественном земледелии. В результате возросших удельных затрат на внесение и недостатка технических средств в 2000-2002 гг. было внесено на поля только 56-60 млн. т органических удобрений, против 390 млн. т в 1990 г. Применение пестицидов за последнее десятилетие снизилось в 7,7 раза. Из-за снижения объемов работ по защите растений ухудшилось фитосанитарное состояние посевов. Вследствие этого в ряде регионов страны остро стоит проблема загрязненности пищевых продуктов микотоксинами, уровень которой достигает 18%.
В стране практически прекращен выпуск машин для внесения удобрений. Если в 1986-1990 гг. в среднем в год поставлялось их селу около 100 тыс. единиц, то уже в 1998 г. продано всего лишь 250 штук, а в 2002 г. - 56 штук. Более половины складов минеральных удобрений и других агрохимических объектов, введенных в строй до 1991 г. за 30 лет, в настоящее время пришли в негодность, остальные используются не по назначению. Более половины машинно-тракторного парка выработало нормативный срок службы (тракторы - 55%, кормоуборочные комбайны - 60%, разбрасыватели удобрений - 90%). Многие объединения "Сельхозхимия" перепрофилировались или прекратили свое существование.
Причины такого ненормального положения - острый недостаток финансовых средств в подавляющем числе отечественных сельхозпредприятий из-за диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, наносящего ущерб сельскому хозяйству. Прогнозы специалистов по поводу развития внутреннего рынка минеральных удобрений не утешительны: без изменения существующих условий потребление минеральных удобрений в стране может возрасти в ближайшие годы лишь до 1,4-2,0 млн. т в год, а при некоторых благоприятных условиях до 2.0-3,5 млн. т. Решение об отмене дотаций сельхозтоваропроизводителю из бюджета на применение минеральных удобрений ситуацию, естественно, не улучшит.
Спад производства сельскохозяйственной продукции в стране создал дефицит отечественных товаров агропромышленного комплекса. Для покрытия дефицита и удовлетворения потребности населения в продовольствии из года в год всё возрастающими темпами осуществлялась их закупка за рубежом. Так, в 2002 г. на эти цели было израсходовано 10,4 млрд. долларов. Вместе с тем, внутренние ресурсы для развития сельскохозяйственного производства в стране используются недостаточно и неэкономично. Расчёты показывают, что ежегодное дополнительное производство сельскохозяйственной продукции за счёт прекращения экспорта удобрений и использования их в стране, даже по минимальной оценке, может составить 38-42 млн. т в пересчёте на зерно на сумму 3,8-4,3 млрд. долларов против 1,1-1,3 млрд. от продажи туков.

Таким образом, анализ состояния химизации земледелия показывает, что ведущим фактором нарушений технологий выращивания сельскохозяйственной продукции в России всегда был и остаётся дефицит удобрений, пестицидов, техники и других материальных ресурсов.

Обоснование объемов и ассортимента удобрений является важнейшей задачей научного обеспечения технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
Потребность земледелия России в минеральных удобрениях на 2010 г. определена исходя из намеченных объемов производства сельскохозяйственной продукции (120 млн. т зерна, 35 млн. т сахарной свёклы, 6,0 млн. т подсолнечника, 40 млн. т картофеля, 50 млн. т кормов) и фактического уровня плодородия пахотных почв с учётом структуры посевов на фактическую посевную площадь 85 млн. га. Расчёт основан на возмещении выноса основных элементов питания продукцией земледелия при частичном покрытии этого выноса за счет почвенного плодородия и внесения 170-200 млн. т органических удобрений (в среднем по 2 т/га обрабатываемой площади в год). С учетом сложившегося на 2003 г. уровня обеспеченности почв подвижными формами фосфора и калия средневзвешенный коэффициент возмещения выноса удобрениями принят по фосфору равным 0,87; по калию - 0,62. Возврат азота согласно агрохимическим исследованиям должен составлять 100%. При годовой потребности в азоте 5,8 млн. т около 0,9 млн. т будет возмещено в виде биологического азота бобовыми культурами (70 кг/га азота в год) при 15% насыщении ими севооборотов и около 0,7 млн. т азота - с органическими удобрениями.
Объем применения минеральных удобрений для намеченного производства сельскохозяйственной продукции составит 8,46 млн. т д.в., в т.ч. азотных - 4,2 млн. т, фосфорных -1,19 млн. т, калийных -3,07 млн. т.
Как показывают расчеты, баланс питательных веществ в земледелии обеспечит сохранение плодородия почвы, так как незначительный дефицит баланса по фосфору и калию будет покрываться за счет естественных внутрипочвенных процессов, разложения и гидролиза почвенных минералов, использования растениями элементов питания из подпахотных слоев.
Применение минеральных и органических удобрений в комплексе с другими агрохимическими, агротехническими и мелиоративными приемами обеспечит окупаемость 1 кг NРК 9,6 кг зерновых единиц, а 1 руб. затрат - 2,06 руб. при рентабельности 106%. Дополнительный чистый доход от использования минеральных удобрений в отечественном земледелии (без учета органических удобрений) составит 92,5 млрд. руб. при затратах, связанных с их применением 66 млрд. руб. Окупаемость 1 руб. затрат будет равна 2,3 руб. при рентабельности 130%. Окупаемость затрат на производство и применение органических удобрений (71 руб./т) составит 1,6 руб./руб., а рентабельность - 62%.
В повышении эффективности минеральных удобрений большая роль отводится правильному определению видов, форм и соотношений элементов питания, комплексности использования и оптимизации их баланса при поступлении в растения. В рекомендуемом ассортименте удобрений, кроме азотных, фосфорных и калийных, предусмотрена также потребность в магниевых, серосодержащих и микроудобрениях. В ассортименте азотных удобрений преобладают аммиачная селитра и карбамид, доля которых составляет 47,7% общей потребности. Среди других форм важное место отводится жидким азотным - карбамидо-аммиачным смесям (19%) и сложным твердым удобрениям (19%). Большая часть фосфорных удобрений (47,9%) будет в составе сложных твердых форм (аммофос, диаммофос и их производные). В составе ассортимента фосфорных удобрений предусмотрены и жидкие формы.
Особое место отводится фосфоритной муке промышленного и местного производства как наиболее дешевому и быстро производимому фосфорному удобрению. На ее долю должно приходиться 25,2% общего количества фосфорных удобрений. В связи с этим следует активизировать научно-исследовательские работы по оценке местных месторождений фосфоритов, по анализу данных длительных полевых опытов с различными их формами. Необходимо восстановить производство суперфосфата, увеличить объемы выпуска аммофоса и его производных форм; начать производство активированной фосфоритной муки местных месторождений фосфоритов; разработать технологию производства аммофоса на базе местных фосфоритов.
Среди ассортимента калийных удобрений универсальной формой является хлористый калий (67%). Необходимо предусмотреть также производство бесхлорных форм как простых, так и сложных удобрений.
В ассортименте магнийсодержащих удобрений около трети отводится калимагнезии и сульфату магния. Расширение этого диапазона можно осуществить за счет производства комплексных удобрений, таких как магний-аммонийфосфат, плавленые фосфаты, сульфат калия-магния др.
Микроудобрения целесообразно производить и применять в составе однокомпонентных форм. Перспективными здесь являются борсуперфосфат, молибденсуперфосфат, цинкаммофос, нитрофоски с добавками различных элементов.
Для земледелия крайне необходимы серосодержащие удобрения. Перспективно использование фосфогипса в смесях с химическими мелиорантами и растворимых форм удобрений (суперфосфаты, сульфатные формы азотных и калийных удобрений и др.).
Для обеспечения бездефицитного баланса гумуса в почвах России требуется вносить ежегодно в среднем на 1 га 7-8 т органических удобрений в переводе на подстилочный навоз. Общая потребность пахотных почв в органических удобрениях в стране составляет свыше 800 млн. т. Даже при полной мобилизации навоза для производства органических удобрений их годовой объем может достигать не более 190-220 млн. т в общественном секторе и 110-130 млн. т - частном секторе.
В условиях острого дефицита органических удобрений необходимо полнее использовать все возможные ресурсы органических веществ, включая торф, сапропели, сидераты, солому, древесные и другие нетоксичные отходы.
В России самые большие в мире площади почв с избыточной кислотностью - более 50 млн. га. Общая зона известкования с регулярным проведением этого мероприятия составляет 65 млн. га и она расширяется. Выявлены обыкновенные черноземы с рН 5,0. Потери от наличия кислых почв составляют 15-16 млн. т сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно в год.
Для устранения существующего положения необходимо довести уровень применения известковых удобрений до 40 млн. т в год в физической массе исходя из следующего расчета: 30 млн. т необходимо только для компенсации потерь кальция (точнее оснований) из почвы и поддержания существующего уровня реакции среды, а 10 млн. т будут устранять избыточную кислотность. При условии увеличения применения известковых удобрений пропорционально повысится урожай. Это позволит сэкономить использование минеральных удобрений при различных объемах применения химических мелиорантов.
Необходимость восстановления инфраструктуры этой отрасли химизации обусловлена тем, что она должна предшествовать применению на кислых почвах всех агротехнических мероприятий, в особенности минеральных удобрений и высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур, иначе эффективность их будет снижена на 30-40%. На почвах же с сильнокислой реакцией среды (рН менее 4,5) при высоком содержании активного алюминия применение минеральных удобрений вообще должно быть запрещено из-за возможного их отрицательного действия на урожай сельскохозяйственных культур и загрязнения ими грунтовых вод. Кроме того, интенсивное известкование является эффективным мероприятием для мелиорации почв, загрязненных тяжелыми металлами и радионуклидами, снижая накопление в растениях токсичных элементов в 3-10 раз.
Следовательно, применение агрохимических средств в земледелии страны надо увеличивать, чтобы успешно решать экономические и экологические проблемы. Бесспорным представляется и то обстоятельство, что для обеспечения вышеупомянутых показателей уровней применения мелиорантов, промышленных и органических удобрений необходимы соответствующие экономические условия и серьезная государственная воля. Кроме того, государство должно нести определенные контрольные функции в сфере химизации, сохранения плодородия и обеспечения охраны почв.
Чтобы обеспечивать высокую окупаемость каждого килограмма удобрений и химических мелиорантов, необходима также достоверная и постоянно обновляемая информация полевых опытов с удобрениями и мелиорантами о состоянии и динамике почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения, нужны выверенные методики экономических расчетов с учетом последействия применяемых агрохимических средств.
Агрохимическая наука сегодня располагает фундаментальными и прикладными разработками, освоение и использование которых в производстве может стать эффективным средством повышения продуктивности сельского хозяйства и его стабилизации (методы почвенно-растительной диагностики и оптимизации минерального питания сельскохозяйственных культур; модели продукционного процесса культур с целью реализации их адаптивного потенциала, управления питанием растений и устойчивостью к стрессовым ситуациям, в том числе к засухе; научные основы и рекомендации по известкованию различных типов почв; технологии реабилитации земель, загрязненных радионуклидами и тяжелыми металлами; научные основы, нормативы и технологии по эффективному применению органических удобрений по зонам страны; рекомендации по комплексному применению средств химизации в агротехнологиях возделывания сельскохозяйственных культур, обеспечивающие оптимизацию питания растений и фитосанитарной обстановки; методы агроэкологической оценки систем земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур на базе материалов длительных опытов с удобрениями).
Важной задачей субъектов Федерации является сохранение и подготовка кадров механизаторов агрохимических организаций и укрепление их материально-технической базы. Необходимо продолжить создание и совершенствование работы машинно-технологических станций (МТС), районных, межхозяйственных, хозяйственных подразделений по агрохимическому обслуживанию.
Перспективно создание при предприятиях по агрохимическому обслуживанию консультативных центров, пунктов проката специализированной техники, а также цехов по первичной обработке сельхозпродукции с возможностью оплаты как в денежной, так и в натуральной форме. Целесообразно привлечь химические комбинаты к акционированию агрохимических организаций с возможностью оплаты акций своей продукцией.
Для осуществления государственной координации деятельности предприятий агрохимического профиля целесообразно передать государству их контрольный пакет акций (50% + одна акция на условиях дарения). Это позволит предприятиям использовать бюджетные ассигнования в соответствии с программами воспроизводства почвенного плодородия. В бюджетах всех уровней должны предусматриваться средства для образования льготных лизинговых фондов для материально-технического обеспечения предприятий агрохимического комплекса. Необходимо повсеместно осуществить лицензирование предприятий на право снабжения средствами химизации и выполнения агрохимических работ.
Контроль за состоянием плодородия земель сельскохозяйственного назначения, экологически безопасным использованием удобрений и других средств химизации, рациональным использованием бюджетных средств должны осуществлять центры и станции агрохимической службы. Они же должны обеспечивать информационно-консультативное обслуживание сельхозпредприятий, хозяйственных, межхозяйственных и районных подразделений по агрохимическому обслуживанию.
В условиях новых экономических отношений для успешной реализации программы необходимо разработать и ввести в действие экономический механизм управления расширенным воспроизводством почвенного плодородия. Землепользователи, не выполняющие предусмотренные проектами землеустройства мероприятия и другие обязательные требования по повышению плодородия почв, должны нести ответственность в соответствии с земельным законодательством, вплоть до прекращения права на пользование землей.
Планируется подготовка изменений и дополнений к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность собственников, владельцев, пользователей земельных участков, организаций и граждан, осуществляющих деятельность по агрохимическому обслуживанию, за нарушения, повлекшие снижение плодородия почв и деградацию земель сельскохозяйственного назначения. Предусматривается также замена устаревших стандартов, строительных норм и правил, разработка научно-технических документов по проектированию, строительству, восстановлению и эксплуатации мелиоративных систем и сооружений, агролесомелиоративных мероприятий, сертификации почв.
В июле 1998 г. был принят федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". Закон определил основные направления государственного регулирования в области плодородия земель и предполагал разработку ряда нормативных правовых актов, детализирующих нормы закона (правил государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения; правил предоставления собственникам, владельцам и пользователям земельных участков информации о состоянии плодородия их участков; положения о государственном контроле за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения; порядка лицензирования деятельности по агрохимическому обслуживанию; порядка государственного нормирования состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения; порядка подготовки национального доклада о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мерах государственной поддержки и государственного регулирования в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, положение о государственной агрохимической службе).
Не решен вопрос о государственном нормировании состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения. В настоящее время есть нормативы отрицательных характеристик (ПДК тяжелых металлов, радионуклидов, пестицидов), но отсутствуют нормативы положительных характеристик почвенного плодородия, характеризующие почву как производительную силу. Вместо принятия положения государственной агрохимической службы Минсельхоза России все учреждения агрохимслужбы переданы из Министерства в регионы. Не принято решение о порядке организации и финансировании работ по подготовке национального доклада о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мерах государственного регулирования и государственной поддержки в этой области, хотя по аналогичным государственным (национальным) докладам (об использовании земельных ресурсов, о состоянии окружающей природной среды) имеются соответствующие постановления Правительства и определены соответствующие источники финансирования. Полагаем, что все перечисленные вопросы совершенствования нормативно-правовой базы требуют безотлагательного решения.

На главную.