Зарубежный опыт проведения сельскохозяйственных переписей

В большинстве стран мира сельскохозяйственная перепись представляет собой единовременную государственную акцию, проводимую на всей территории страны по единой методологии. Она является обязательным элементом сельскохозяйственной статистики. Без всеобщей переписи невозможно получить наиболее полную информацию о тех процессах, которые происходят в сельском хозяйстве страны, а следовательно, и сформировать эффективную аграрную и продовольственную политику.
Проведение сельхозпереписи поддерживается правительствами всех государств с развитым аграрным сектором экономики. Активное содействие при подготовке масштабного исследования оказывает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО ООН). ФАО ООН раз в десять лет объявляет очередной раунд проведения сельскохозяйственных переписей, в соответствии с ее рекомендациями в развитых аграрных странах сельхозпереписи проводятся не реже одного раза в 5-10 лет. В настоящее время в Австралии и Новой Зеландии перепись проходит каждый год, в Германии и Голландии - раз в четыре года, в США и Канаде - каждые пять лет.
Среди основных целей, которые преследует сельхозперепись, можно выделить следующие:
1. Формирование генеральной совокупности сельскохозяйственных единиц страны, создание базы для выборочных обследований в межпереписной период.
2. Получение данных о структурных изменениях в аграрном секторе, в том числе, в системе имущественных отношений и ресурсном обеспечении.
3. Исследование сельского хозяйства административных образований для совершенствования местного самоуправления и рациональной организации муниципального хозяйства.
Кроме того, в некоторых странах сельскохозяйственная перепись призвана решать и другие задачи. Например, в Китае она позволяет выяснить наличие в сельских поселениях объектов социальной и инженерной инфраструктуры. В Евросоюзе аграрии рассматриваются не только как основные производители сельхозпродукции, но и как создатели определенных общественных благ. Речь идет о сохранении и развитии сельского образа жизни и культуры, а также исторически сложившихся ландшафтов, об охране окружающей среды, предоставлении рекреационных услуг и т.д. Так, в Германии в 1999 году в анкету был включен вопрос о том, сдают ли фермеры жилье туристам и отдыхающим.
Отметим, что ФАО ООН требует охватывать переписными работами производителей не менее 95-98% сельскохозяйственной продукции страны. Казалось бы, это условие практически не оставляет возможности сократить расходование бюджетных средств. Тем не менее за годы проведения переписей были выработаны методики финансовой экономии. В Канаде, например, предпочитают совмещать сельскохозяйственную перепись и перепись населения. Вместе с тем нередко из числа объектов исследования исключаются мелкие сельхозпроизводители. Для этого устанавливают так называемые "пороговые значения", которые могут выражаться как в денежных единицах, так и в натуральных показателях.
Например, в США в сельскохозяйственной переписи участвуют только те производители, которые ежегодно реализуют продукции на сумму не менее 1 тыс. долларов. В Германии потенциальный участник переписи должен иметь в своем распоряжении хотя бы одно из нижеперечисленных благ:
1. не менее 2 га сельскохозяйственных угодий;
2. не менее 8 голов крупного рогатого скота;
3. не менее 20 овец;
4. не менее 200 кур-несушек;
5. не менее 30 аров (1 ар = 0,1 га) земли под фруктовыми посадками, или табаком, или овощами в открытом грунте, или цветами;
6. не менее 3 аров земли под теплицами;
7. не менее 10 га леса.
Со временем величина "порогового значения" увеличивается, т.е. единицы наблюдения становятся крупнее. Достаточно сказать, что в США этот показатель пересматривался уже восемь раз.
Несмотря на то что необходимость сельхозпереписи для развития сельского хозяйства признана всеми, многие страны не проводят ее по ряду причин. Для развивающихся стран - это очень дорогое мероприятие, которое они не в состоянии финансировать. В развитых странах часто имеются альтернативные источники информации, кроме того, существует озабоченность проблемой "нагрузки на респондентов".
Такие страны как СССР и Китай на протяжении многих лет имели существенно отличавшиеся от экономически развитых государств системы сельскохозяйственной статистики, так что они не ощущали необходимости в организации переписи, поскольку необходимая информация была доступна из административных источников. Процесс реструктуризации в сельском хозяйстве привел к тому, что эти страны столкнулись с проблемой необходимости сбора данных о большом количестве сельских домохозяйств, которые не ведут бухгалтерского учета.
Во многих странах проведение сельскохозяйственной переписи регламентируется специальным законом. В Германии и Болгарии, например, они приняты, несмотря на наличие в этих государствах общих законов о статистике, где прописана необходимость проведения сельскохозяйственной переписи. Специальные законы обычно определяют содержательную часть переписных листов, частоту проведения переписи, обязанности государственных органов по ее организации, обеспечивают конфиденциальность собираемых данных. Кроме того, во многих странах, например, Германии, Литве, Эстонии, Болгарии и Польше закон устанавливает обязательность участия в переписи указанных в законе сельхозпроизводителей. В некоторых из них - в текст документа внесен пункт о наложении штрафа за отказ от участия в переписи.


ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
В Великобритании сельскохозяйственные переписи на общегосударственном уровне проводятся с 1866 года. Впрочем, сбор статистической информации о состоянии животноводства и растениеводства в этой стране начался гораздо раньше. Наиболее древним документом является Думсдэйский обзор 1085 года, в котором приводятся данные по поголовью скота в нескольких графствах.
В наше время сельскохозяйственные переписи проходят ежегодно в июне. Их проводит Департамент экологии, пищевой промышленности и сельского хозяйства Великобритании совместно с сельскохозяйственными департаментами Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. В высылаемой по почте анкете содержится более чем 150 пунктов, касающихся сельскохозяйственного производства. На основе результатов переписи формируется аграрная политика на общеевропейском и национальном уровне, делается прогноз объемов производства и стоимости сельскохозяйственной продукции. Кроме того, данные исследования используются для анализа последних тенденций в развитии аграрного сектора отдельных регионов.
В 1996 году британские статистики разработали схему, которая позволяет получать результаты на основе опроса владельцев около 60% ферм. До этого отчеты предоставлялись всеми сельскохозяйственными землевладениями. Тем временем работа по дальнейшему снижению необходимого числа участников переписи продолжается. Так, в 2004 году размер выборки был существенно уменьшен. Представители 40 тысяч хозяйств заполнили полный вариант анкеты, и еще 10 тысяч хозяйств - укороченный, без детальной классификации по категориям. Для сравнения в 2003 году было опрошено 77 тысяч хозяйств. Для того чтобы сокращение размеров выборки не привело к снижению точности данных, статистики стали гораздо шире использовать базу данных, составленную с помощью методов геоинформатики.
Отметим, что вероятность попадания в число участников переписи не одинакова для всех ферм. Методика выбора хозяйств направлена на то, чтобы исследование как можно полнее характеризовало структуру отрасли. Иными словами, чем больше ферма, тем больше она может предоставить данных по всем вопросам анкеты. Поэтому при нынешних условиях отбора самые крупные хозяйства переписываются каждый год. Соответственно, чем меньше ферма, тем меньше ее шансы поучаствовать в переписи. Самые мелкие из них опрашиваются лишь раз в десять лет, когда проходит всеобщая перепись (последняя была в 2000 году). Это позволяет статистикам получать точные данные, сведя к минимуму число респондентов, необходимых для проведения исследования. Кстати, владельцы новых хозяйств получают анкету переписи сразу же после их создания. Их ответы, а также оценка размеров фермы определяют периодичность отбора для участия в переписи в последующие годы.
Закон о сельскохозяйственной статистике 1979 года обязывает владельцев или арендаторов сельскохозяйственных угодий предоставлять определенную информацию, необходимую для подготовки сельскохозяйственной статистики. Документ предусматривает санкции для тех, кто не ответит на обращение. Осознанное игнорирование переписных мероприятий приводит к увеличению нагрузки по заполнению анкет на другие хозяйства. Количество уклонившихся принимается во внимание заранее, и поэтому для участия в переписи выбирается большее число хозяйств, чем это необходимо.
В законе зафиксировано, что переписные данные, содержащие информацию об индивидуальных хозяйствах, могут распространяться только с разрешения их владельцев. Это условие тщательно соблюдается. Перед публикацией результатов переписи внимательно отслеживают, чтобы в печать не попали сведения личного характера.
ФРАНЦИЯ

Сельское хозяйство, бесспорно, является ключевой отраслью французской экономики. Для фермеров, их деловых партнеров, депутатов местных законодательных органов, а также центральных властей точное знание последних тенденций развития аграрного сектора просто необходимо. Основным инструментом для получения этой информации как раз и служит сельскохозяйственная перепись.
Организует перепись ряд служб Министерства сельского хозяйства и рыболовства. Кроме того, статистики активно сотрудничают с мэрами населенных пунктов, которые публикуют информационные материалы в муниципальных изданиях и проводят разъяснительные мероприятия.
В соответствии с законом от 7 июня 1951 года, заполнять опросный лист должны все владельцы хозяйств. При этом информация носит сугубо конфиденциальный характер. Доступ к ним могут иметь только статистические службы. Сами же опросные листы используются исключительно в обобщенном виде.
Перепись предоставляет данные о численности сельского населения, площади сельхозугодий, поголовье домашнего скота и птицы, средствах производства, дополнительных видах деятельности селян и т.д. Таким образом, получается единовременная, полная и детализированная картина аграрного сектора. Разнообразие вопросов позволяет проводить детальный сравнительный анализ применительно к самым мелким административным образованиям (кантоны и коммуны), учитывать местные особенности. Кстати, анкета, напечатанная на 12 страницах, включает в себя основную общую часть, одинаковую для всех департаментов, и около 60 вопросов, составленных исходя из специфики того или иного региона, в том числе заморских департаментов (Антильские острова, Гвиана, Реюньон). К анкете прилагается специальный вопросник, посвященный виноградникам.
Для проведения последней сельскохозяйственной переписи (с октября 2000 года по февраль 2001 года) были привлечены 5 тысяч счетчиков. Они были наняты по территориальному признаку - то есть в тех населенных пунктах, где им предстояло работать. Предварительно в течение нескольких дней каждый интервьюер прошел необходимую подготовку, знакомясь с целями и задачами переписи, а также с методиками проведения опросов. С переписчиков также были взяты обещания соблюдать полную конфиденциальность в отношении собираемой информации.
ГЕРМАНИЯ
Проведение сельскохозяйственной переписи в стране регламентируется федеральным законом "Об аграрной статистике". При подготовке очередной переписи в отдельные статьи этого документа вносятся уточнения и дополнения. Они отражают изменения базовых условий функционирования сельского хозяйства, финансирования переписных мероприятий и т.д.
Перепись проводится федеральным статистическим бюро, которое несет ответственность за методологическую, техническую и организационную подготовку. Частично работа выполняется Министерством питания, сельского и лесного хозяйства, а также региональными статистическими представительствами. Впрочем, регистр сельхозпроизводителей дозволено вести только статистическому ведомству. Всем остальным доступ к этой информации строго воспрещен. Переписчики и прочие лица, ответственные за проведение переписи, проходят специальную подготовку непосредственно в своих регионах.
В Германии сельскохозяйственная перепись имеет целью обновление реестра сельхозпроизводителей, инвентаризацию и оценку ресурсного потенциала аграрного сектора. Она проводится по единому вопроснику, включая садоводческие и виноградарские хозяйства. Переписчики лично обходят всех респондентов, которые обязаны ответить на вопросы. Нарушителей полагается штрафовать, однако, случаев отказа фиксируется крайне мало.
США
В Соединенных Штатах Америки сформирована одна из наиболее развитых систем проведения сельскохозяйственных переписей. Они начали проходить с середины ХIХ века, а с 1925 стали периодическими (раз в пять лет) и совмещаются с другими экономическими обследованиями. Между тем с переписью населения сельскохозяйственные переписи никак не связаны. Они проводятся в соответствии с законом о сельскохозяйственной переписи, входящим в свод правовых актов США (United States Code). Документом определяется вид, частота проведения и географический охват переписи, обязанности должностных лиц, конфиденциальность и обеспечение защиты информации, ее использование исключительно для формирования национальных статистических ресурсов.
При проведении сельскохозяйственных переписей доступ к любой информации имеет только персонал, участвующий в исследовании. Работники, связанные с окончательным редактированием данных, допускаются к ним только после дачи подписки о неразглашении.
Важной особенностью переписи в США является подключение к ее подготовке общественных организаций и объединений сельхозпроизводителей. С этой целью создан консультативный комитет. В его состав входят представители около 20 общественных организаций, в том числе и сельского социологического общества. Это позволяет учесть нынешние информационные потребности пользователей данных и спрогнозировать, какими они будут в ближайшем будущем. Попутно создается благоприятное общественное мнение вокруг переписи и обеспечивается активное участие фермеров в переписных мероприятиях.
Список фермерских хозяйств, подлежащих переписи сверяется с данными налоговых органов. Однако доступ к ним статистиков осуществляется лишь на основе специального правительственного акта. В настоящее время этот вопрос решается путем издания совместного постановления Минфина и Национальной службы сельскохозяйственной статистики Министерства сельского хозяйства США. Также используются данные социального обеспечения и различных профессиональных организаций сельхозпроизводителей.
При подготовке к переписи первоначально определяются "обязательные респонденты". К ним относятся крупные фермы, многоотраслевые, специальные хозяйства, функционирующие при больницах, тюрьмах, школах и в резервациях, фермы, где проводятся научные исследования и т. д. В небольших по площади штатах в число обязательных респондентов нередко включаются все хозяйства.
Как было сказано выше, перепись в США имеет весьма длинную историю. Если в период с 1850 по 1860 гг. основным условием для участия в масштабном обследовании была ежегодная продажа продукции на сумму свыше 100 долларов, то сейчас этот показатель вырос уже в десять раз. Любопытно, что американцы относят к фермерским хозяйствам, в том числе, и тех производителей, которые занимаются редкими видами сельскохозяйственной деятельности. Например, коммерческим выращиванием новогодних елок.
В США принят почтовый метод опроса фермеров. Упаковка в конверты осуществляется непосредственно при тиражировании анкет. В случае неответа респондента ему направляется до трех дополнительных запросов с месячным интервалом или проводятся дополнительные телефонные опросы.

КАНАДА
В этой стране сельскохозяйственная перепись является единственным источником данных по труднодоступным районам Крайнего Севера и относительно редким видам сельхозпродукции. Начиная с 1956 года она проводится регулярно раз в пять лет, и на ее основе делается выборка для ежегодных обследований. Согласно канадскому закону "О статистике" сельскохозяйственная перепись совмещается с переписью населения. Это обеспечивает широту охвата и позволяет сэкономить большое количество бюджетных средств. Так, по экспертным оценкам, раздельное проведение двух разных переписей стоит в три раза дороже совмещенного.
Среди переписных листов имеется как английская, так и французская версии. Анкеты распространяются и собираются по почте. Причем специальные региональные вопросники не разрабатываются. Это связано с тем, что в структуре сельского хозяйства страны доминируют несколько его отраслей (основная среди них - производство зерна). Единообразие в данном случае позволяет обеспечить сопоставимость данных и эффективность обработки.
В недавнем прошлом перепись проводилась в начале июня, однако в 1996 году ее решили перенести на середину мая. Связано это с тем, что летом многие фермеры уезжают в отпуск. Данное обстоятельство значительно затрудняет связь с участниками переписи, а ведь статистикам нередко требуется срочно получить от них дополнительную информацию. Таким образом, благодаря переносу даты переписи на несколько недель удалось сэкономить значительные финансовые средства.
При проведении сельскохозяйственной переписи ставится задача собрать подробную информацию о различных видах продукции - от зерна и поголовья скота до кленового сиропа, грибов, новогодних елей и различных мехов. Между тем исследованию подвергаются и такие хозяйства, которые на первый взгляд никак не связаны с аграрным сектором. Речь идет, например, о коммерческих инкубаторных станциях, занимающихся домашней птицей и о предприятиях, разводящих лам и шиншилл.
Для того чтобы определить содержание сельскохозяйственной переписи 2001 года, Национальная статистическая служба в 1998 году проводила серию семинаров по всей стране. В них принимали участие аналитики, специализирующие на аграрной тематике, представители общественных и профессиональных организаций сельхозпроизводителей. Некоторые были опрошены по почте. Всех их просили расставить вопросы, содержащиеся в переписном листе, по степени важности. Итоги этого исследования были учтены при составлении окончательного варианта анкеты.
Согласно вышеупомянутому закону "О статистике", каждый сельхозпроизводитель должен предоставлять всю информацию, предполагаемую в рамках переписи. Тот же документ обязывает переписчиков обеспечивать полную конфиденциальность полученных данных. Доступ к заполненным переписным листам могут иметь только сотрудники статической службы, давшие подписку о неразглашении этой информации. Публикация результатов переписи возможна только в обобщенном виде.
ЯПОНИЯ
В Японии сельскохозяйственная перепись состоит из двух разных частей. Первая из них - перепись сельскохозяйственной деятельности. В ней участвуют физические и юридические лица, занятые управлением в сфере сельского хозяйства. В расчет в данном случае берутся только те владения, которые удовлетворяют условиям по площади сельхозугодий и количеству используемой рабочей силы.
Опросные листы для самостоятельного заполнения участники этого вида исследования, получают непосредственно от переписчиков. В анкете предлагается ответить на вопросы о структуре компании, ее юридической форме и виде деятельности, использовании техники и рабочей силы, объеме полученных субсидий и производимой продукции, размерах сельхозугодий и т.д.
Вторая часть исследования - перепись сельскохозяйственных регионов - ориентирована на сельское население. Сбор информации осуществляется работниками статистических и информационных центров при региональных представительствах Министерства сельского хозяйства и рыбного промысла. Они лично встречаются с членами сельских общин. Среди вопросов встречаются и те, которые касаются природоохранной деятельности жителей.
После оповещения о готовящейся переписи посредством СМИ среди всех потенциальных объектов исследования распространяются брошюры информационно-разъяснительного содержания. Подмечено, что японская общественность охотно принимает участие во всех государственных программах. Поэтому текст брошюр носит скорее информационный, чем агитационный характер. Их главная задача - объяснить населению, что перепись будет способствовать стабильному снабжению продовольствием всех регионов и сохранению окружающей среды.
Согласно принятому в Японии закону о статистике, обязательным требованием к переписи является ее анонимность. Собранная информация не может быть использована нигде, кроме статистического учета. Доступ к ней налоговых органов исключен.
Добавим, что японцы традиционно проявляют большой интерес к результатам переписи. Поэтому Министерство сельского хозяйства и рыбного промысла старается заранее называть точную дату объявления окончательных итогов исследования. Так, результаты сельскохозяйственной переписи 2005 года будут обнародованы уже в ноябре. Подробный статистический отчет будет выпущен в следующем году. Также информацию можно будет получить в любом региональном представительстве министерства и на его официальном сайте.
КИТАЙ
После введения в Китае в 1978 году системы договорной ответственности сельских домашних хозяйств за выпуск продукции изначально существовавшая сельская статистика, ориентированная на товарную экономику в рамках плановой экономической системы, во многом перестала соотетствовать предъявляемым к ней требованиям. В связи с этим была проведена реформа сельской статистики в части методологии, охвата и организации обследований и т.д. и постепенно сформировалась новая система. Одной их характерных ее особенностей является то, что статистические обследования охватывают всю деятельность, связанную с экономикой, общинами и научно-технической сферой в сельских районах, основу которой составляет общественный уклад экономики в сельских районах. Это касается не только собственно сельского хозяйства (земледелия), но и экономической деятельности во вторичном и третичном секторах в сельских районах. Это в целом позволяет отразить социально-экономическое развитие сельских районов после осуществления в них реформы экономической системы.
В 1994 году Государственный совет издал официальное извещение о проведении сельскохозяйственной перписи. В течение двух лет, предшествовавших переписи, был проделан огромный объем работы.
- Была создана сеть организационных и рабочих структур. Государственный совет учредил Объединенный координационный комитет по национальной сельскохозяйственной переписи, была организована Национальная служба по проведению сельскохозяйственной переписи (НСПСП). Во всех провинциях, автономных районах и муниципалитетах были созданы руководящие группы по сельскохозяйственной переписи.
- Было отобрано в общей сложности 7,24 млн контролеров и счетчиков с высоким уровнем образования, изъявивших готовность участвовать в проведении переписи.
- Была подготовлена и сформирована программа первой национальной сельскохозяйственной переписи на основе результатов пробных переписей, которые были проведены в 16 провинциях, автономных районах и муниципалитетах в 1995 году. В ходе пробных переписей, проводившихся в различных уездах во всех провинциях, была осуществлена практическая проверка установленных правил и процедур, касающихся, например, публичного освещения переписи, набора персонала, подготовки кадров, сбора данных, проверки качества и т.д.
- В генеральную совокупность объектов переписи были включены различные типы сельскохозяйственных предприятий, сельские домохозяйства, предприятия в волостях и малых городах, деревни со статусом административно-территориальной единицы, волости и малые города на территории Китая (за исключением Тайваня, Гонконга и Макао).
Во время переписи использовались четыре вопросника (по предприятиям сельских домохозяйств, по недомохозяйственным предприятиям, по деревням co статусом административно-территориальной единицы, по волостям и 3 малым городам) и два карточных формуляра (по сельскохозяйственным предприятиям в волостях и малых городах и по сельскохозяйственным землям).
Сама перепись осуществлялась в несколько этапов. Предпереписное обследование включало в себя составление счетчиками схематических карт обследуемых подрайонов, подготовку списков домашних хозяйств, подготовку программ опросов, проведения собраний респондентов, на которых счетчик рассказывал представителям домохозяйств о значении и целях сельскохозяйственной переписи и применяемых методах обследования, информировал их об установленном для каждого домашнего хозяйства времени конкретного опроса, разъяснял вопросы, на которые должен ответить каждый респондент. Эта работа проводилась в период с 20 по 31 декабря 1996 года.
Регистрация данных на местах в рамках первой национальной сельскохозяйственной переписи началась 2 января 1997 года. Для обеспечения качества регистрации все счетчики в первый день обходили пять-десять домашних хозяйств, затем собирались вместе для обсуждения вопросов, возникших при сборе данных на местах, а потом уже возвращались в свои подрайоны для выполнения регистрационной работы.
Во всех районах регистрация на местах закончилась к 20 января 1997 года, а в некоторых районах ряда провинций, таких как Тибет, Синьцзян, Внутренняя Монголия, Цинхай, Нинся, Ганьсу и Юньнань и т.д., она была проведена раньше, чем предусматривалось ввиду особых транспортных и погодных условий.
Переписью в общей сложности было охвачено 214 млн сельских домашних хозяйств, 356 000 несемейных предприятий (таких как государственные сельскохозяйственные предприятия), 740 000 деревень со статусом административно-территориальной единицы, 43 000 волостей и малых городов и 1,4 млн предприятий в волостях и малых городах. Наибольшее число анкет поступило от более чем 200 млн сельских домашних хозяйств.
После регистрации на местах был проведены проверки качества сбора данных и достоверности результатов переписи. Для этого было осуществлено выборочное обследование. С использованием метода выборки в континентальной части территории страны были отобраны 201 уезд (город), 870 подрайонов и 40 577 сельских домашних хозяйств. Здесь была организована отдельная регистрация данных по той же процедуре, которая использовалась при проведении основной переписи, но с привлечением других контролеров и счетчиков. Ее результаты показали, что погрешности при регистрации на местах находятся в допустимых пределах. Это подтвердило, что данные первой национальной сельскохозяйственной переписи являются точными и достоверными и соответствуют предварительно установленным требованиям.
Чтобы проверить результаты сельскохозяйственной переписи и согласовать их с текущей сельскохозяйственной статистикой, было проведено сопоставление данных, полученных в отношении 67 000 домашних хозяйств, которые были ранее охвачены выборочным обследованием. По некоторым взаимосвязанным позициям было проведено сопоставление с использованием двух источников. Результаты показали, что данные переписи также являются точными и достоверными.
БОЛГАРИЯ
Нормативной базой проведения переписных мероприятий является закон "О сельскохозяйственной переписи", принятый 12 февраля 2003 года. Он детально регламентирует все, что связано с подготовкой, организацией и проведением масштабного обследования аграрного сектора экономики.
В ходе переписи не учитываются те хозяйства, в которых только собираются дикорастущие грибы, плоды, травы, а также оказывающие различного рода услуги и ведущие переработку сельскохозяйственной продукции. Закон предусматривает обязательность участия в переписи сельхозпроизводителей и штраф за непредоставление или предоставление недостоверной информации в размере до 300 левов (примерно 153 евро). Жесткие санкции предусмотрены к переписчикам, контролерам и должностным лицам за неисполнение своих обязанностей (штраф от 250 до 500 левов) и использование собранных сведений в корыстных целях (штраф от 2000 до 6000 левов).
Надо сказать, что болгарская сельскохозяйственная перепись 2003 года проходила впервые после значительных экономических преобразований в стране. Она была организована в соответствии с требованиями ЕС. Как известно, Болгария планирует стать частью объединенной Европы уже в 2007 году.
Целью переписи было определение ресурсного потенциала сельского хозяйства и составление полного регистра сельхозпроизводителей. Собирать информацию о доходах и финансовом состоянии аграриев не планировалось. Был подготовлен единый переписной лист для всех категорий сельских тружеников. Непосредственный опрос владельцев хозяйств проводился счетчиками.
Интересно, что в рамках подготовительных мероприятий была осуществлена аэрофотосъемка. В преддверии переписи особое внимание было уделено организации работы местных переписных комиссий, представлявших собой первичное звено сбора информации. Их членами становились активисты и общественники, хорошо знающие население и сельское хозяйство данной территории. В случае необходимости они помогали переписным бригадам находить расположение тех или иных хозяйств. Возглавляли комиссии, как правило, мэры населенных пунктов или их заместители.
Что касается работы счетчиков, то в этом отношении были выработаны строгие указания. Перед их посещением сельхозпроизводителю в обязательном порядке сообщалось о дате посещения и имени интервьюера. Каждому переписчику необходимо было иметь при себе служебную карту с подписью, фотографией и печатью. Кроме того, он должен был обладать средним специальным или высшим сельскохозяйственным образованием.
Кстати, к переписной деятельности были привлечены и те работники, которые принимали участие в последней переписи населения и жилого фонда. Важно было соблюсти условие, чтобы интервьюеры были знакомы с людьми, проживающими на данной территории. Всего удалось подготовить 4 300 интервьюеров и 430 контролеров. Нагрузка на одного переписчика в среднем по стране составляла 250 анкет. Всего переписью было охвачено 900 тысяч хозяйств, численность переписываемых хозяйств варьировалась в зависимости от области от 72 145 до 10 692.
ПОЛЬША
В этом государстве участие в сельскохозяйственной переписи является обязательным как для юридических, так и для физических лиц. Такое положение прописано в принятом сеймом законе "О всеобщей сельскохозяйственной переписи". Впрочем, помимо штрафных санкций используется и более эффективный метод - реальная заинтересованность в предоставлении информации. Дело в том, что землевладелец, ведущий самостоятельную хозяйственную деятельность, получает право на государственное пенсионное обеспечение.
Отметим, что в Польше переписи подлежат все юридические лица или предприниматели без образования юридического лица, являющиеся пользователями сельскохозяйственных земель площадью свыше 1 га или владеющие домашним скотом. При этом их основной вид деятельности может не иметь никакого отношения к аграрному сектору.
Закон предусматривает как обязательное предоставление данных, так и гарантии полной конфиденциальности информации. Данные переписи распространяются только в обобщенном виде и могут использоваться только для нужд статистики. Предоставление или использование данной информации в иных целях влечет за собой уголовную ответственность сроком до трех лет. Переписчики допускаются к работе только после прохождения обучения и принесения письменной присяги.
ЭСТОНИЯ
Закон "О сельскохозяйственной переписи" был принят в Эстонии в 2000 году. Согласно этому документу, объектами переписи являются хозяйства и домохозяйства, занимающиеся сельскохозяйственным производством. Под хозяйством понимается производственная единица с единым хозяйственным и техническим руководством, основной областью деятельности которой является сельское хозяйство, и где имеется не менее 1 га сельхозугодий или лесной земли, или 0,3 га рыболовных прудов. В случае, если параметры хозяйства меньше указанных, условием включения в перепись является реализация хозяйством более половины производимой продукции на рынке.
Под домохозяйством понимают сельскохозяйственную единицу, в которой имеется менее 1 га сельхозугодий или лесной земли, или менее 0,3 га рыболовных прудов, а производство продукции ведется для собственного потребления, и где имеется не менее 50 кв. метров земли под плодоовощными культурами, или не менее 3 плодовых деревьев, или 6 ягодных кустов, или 10 кроликов, или 10 голов домашней птицы или 3 ульев.
По закону опрашиваемое лицо обязано давать правдивые и полные ответы на все вопросы, указанные в переписных листах. Что касается возможных санкций, то в документе дается отсылка к Кодексу административных правонарушений и закону "О государственной статистике". И все же для физических лиц, не имеющих недвижимости, но производящих сельскохозяйственную продукцию для нужд собственного потребления, участие в переписи может быть только добровольным.
Отдельный вопросник был разработан для переписи лесных площадей и анализа деятельности, связанной с лесным хозяйством. Все остальные категории сельхозпроизводителей опрашивались по единой анкете.