СТРАХ
В
этом выпуске:
-
Полезная информация для всех
1.
Социальные страхи.
2.
Застенчивость.
3.
Как победить страх и неуверенность в
себе?
4.
НЛП для преодоления застенчивости.
5.
Тест на выявление собственных страхов.
-
Информация для специалистов (психологов,
психиатров и др.)
******
Самая большая слабость - это панический
страх показаться слабым.
Боссюэ
Замещение
биологических страхов на социальные
происходит достаточно постепенно, но
необратимо. Грудной ребенок боится громких
звуков, темноты и одиночества, чуть
повзрослев и побывав в больнице, он
начинает бояться уколов и людей в белых
халатах, причиняющих боль. Вместе с
поступлением в школу возникают страхи
учителей, не выученных уроков и опозданий, а
так как пчелы или огонь «кусают» реже,
чем ругает строгий учитель или суровый отец,
то и боятся последних сильнее. Социальные
страхи могут вытекать из страхов
биологических, но, всегда имеют
специфический социальный компонент,
который в них выходит на первое место,
оттесняя более примитивные факторы
выживания.
Многим людским страхам можно
найти аналоги в животном мире: человек, как
и «братья его меньшие», пугается грома,
огня, хищников, стихийных бедствий, однако,
есть чисто человеческие страхи, которые
отсутствуют в дикой природе. К таким
явлениям можно отнести страх
ответственности, влияние которого на
развитие сердечно-сосудистых заболеваний
во всем мире трудно переоценить. Этот страх,
послуживший отправной точкой миллионов
случаев гипертонии, атеросклероза, язвы
желудка, инфарктов и инсультов унес больше
человеческих жизней, чем все войны на Земле.
Страх ответственности, практически, не
имеет под собой биологических корней, а
обусловливается почти исключительно
социальными механизмами. Сущность этого
страха заключается в том, что, принимая
какое-то важное решение, человек берет на
себя ответственность за его последствия, а
в случае неудачи ему не только грозит
осуждение или наказание со стороны социума,
но, что еще хуже, зачастую он обречен на
длительные самообвинения, способные
отравить всю последующую жизнь. Именно
поэтому многие люди не любят принимать
ответственных решений, предпочитая, чтобы
за них это делали другие. Страх
ответственности приводит не только к
появлению тревожных мыслей, но и вполне
зримо отражается на обмене веществ
человека и его физиологических функциях.
Телесные изменения могут проявляться как в
виде увеличения активности, когда человек
становится беспокойным и суетливым, так и в
виде ее уменьшения - гиподинамии,
заторможенности.
К числу других, наиболее
распространенных «социальных»
страхов относятся
«боязнь провала», «боязнь критики»
и «боязнь успеха». Как писал
американский психотерапевт Д.Бернс, «мысль
о том, что приложение усилий не приведет ни
к какому результату, довлеет над личностью,
заставляя отказаться даже от попыток».
Стойкий страх провала может быть связан с
различными факторами, главными из которых
являются: тенденция делать общие выводы из
единичных фактов («Если у меня это не
получилось, то я не справлюсь уже ни с чем»)
и оценка по конечному результату, когда не
учитывается индивидуальные особенности
человека, а ярлык «успеха» или «поражения»
наклеивается вне зависимости от
затраченных усилий.
Близким к этому страху является
боязнь осуждения со стороны окружающих, где
на первый план в сознании выходит не
конечный результат его деятельности, а
реакция ближайшего социального окружения.
В этом случае, по мнению человека, попытка
сделать что-то новое, оказавшаяся ошибочной,
будет встречена с осуждением. Как отмечает
Д. Бернс, риск отвержения
кажется настолько реальным, что
неуверенный в себе человек принимает такой
низкий уровень притязаний и деятельности,
какой только возможен. Лозунг «Кто не
играет, тот не проигрывает» становится
ведущим, в то время как задачей психолога,
занимающегося с таким человеком, является
его замена на утверждение: «Тот, кто
ползет - не падает, падает тот, кто бежит».
Такой поворот мысли должен дать
почувствовать пациенту, что при прежней
стратегии поведения у него нет никаких
шансов добиться успеха в жизни.
Одной
из разновидностей социальных страхов
является застенчивость. Как писал в своей
монографии главный эксперт в этой области
Филип Зимбардо, «быть застенчивым значит
бояться людей, особенно тех, от которых
по какой-то причине исходит
эмоциональная угроза: незнакомцев из-за их
неизвестности и неопределенности;
начальства, наделенного властью;
представителей другого пола из-за
потенциальной возможности интимного
контакта». Он также обращает внимание на
то, что причиной застенчивости может быть
сильный страх, испытанный в детстве
ребенком, страх, заставляющий его
впоследствии избегать инициативы в
контактах с другими людьми. В подтверждении
этому Ф.Зимбардо приводит свидетельство
одного из участников его семинара по
исследованию застенчивости: «Причина
моей застенчивости - в моем отце, человеке
необузданного нрава, который не принимал
ничего, что мы старались сделать для его
удовольствия; он всегда говорил так властно,
что никто не решался его ослушаться. Так что
на многие годы я стал застенчивым просто от
страха!».
Другие специалисты полагают, что
застенчивость и страх - явления разного
порядка, тем не менее, наиболее
фундаментальный словарь английского языка
- Оксфордский - определяет застенчивого
человека как «осторожного в словах и
поступках, болезненно робкого», что
близко к понятию «трусливый» - «склонный
испытывать страх». Толковый словарь
русского языка С.Ожегова и Н.Шведовой
определяет застенчивого человека как «стыдливо-робкого,
смущающегося», что, хотя и не
эквивалентно «трусливому», однако
достаточно близко к нему. Сам Ф.Зимбардо
отмечает, что застенчивость может
проявляться в
различных формах - от легкого дискомфорта
до необъяснимого страха. Исходя из этого, мы
будем рассматривать только достаточно
выраженную степень застенчивости,
граничащую со страхом.
Так, по данным американских
психологов, около 40% американцев считают
себя в той или иной мере застенчивыми, а 4%
испытывают достаточно выраженный страх
в «критических» для них ситуациях. Это
люди, которые испытывают ужас каждый раз,
когда требуется сделать что-нибудь
публично, и они столь беспомощны в этом
своем состоянии, что единственный выход для
них - убежать и спрятаться.
Многие люди чрезвычайно обедняют свою
жизнь, будучи преследуемыми страхами,
пришедшими из прошлого и не получившими должной переоценки.
Джозеф О‘Коннор, Джон Сеймор «Введение
в НЛП»
Одним
из очень часто встречающихся
терминов НЛП является «якорь».
«Якорь» - это условный раздражитель,
который когда-то один или несколько раз в
прошлом сочетался с важным для человека
событием и вызывал то или иное психо-физиологическое
состояние. В реальной жизни мы
многократно сталкиваемся с подобными
явлениями, порою даже не обращая на них
внимание. Бывает, что случайно воспринятый
в толчее метро запах туалетной
воды внезапно поднимает нам настроение, а в
другой раз необратимо его портит. Это может
быть связано с тем, что одну туалетную воду
использовал дорогой нам человек, а вторую -
нелюбимый начальник. Если степень
воздействия запаха на наше обоняние будет
незначительной (мы мимолетно пройдем
сквозь облако аромата), то можем даже не
понять что, собственно говоря, произошло,
отметив только внезапное и «необъяснимое»
изменение настроения. Таким якорем может
быть случайно услышанная мелодия,
произнесенное в разговоре имя или
найденная в личном архиве фотография. Условно
«якоря» можно разделить на «положительные»
и «отрицательные» (по тем эмоциям,
которые они вызывают), а так же на «зрительные»,
«слуховые» или «телесные» (исходя
из задействованных при этом ощущений).
Как утверждают психологи, «страх
- это обучение с первой попытки». Это
означает, что при мощном эмоциональном
потрясении, сопровождающем сильный страх,
любой предшествующий ему сигнал
автоматически станет «якорем» и будет
вызывать соответствующие переживания.
Например, если человеку стало плохо с
сердцем, когда он зашел в кабину лифта, или
женщина подверглась сексуальному насилию в
темном подъезде, то в первом случае с
высокой долей вероятности возникнет
клаустрофобия, а во втором - навязчивый
страх темноты. Тот факт, что некоторые
сигналы раз за разом могут вызывать у нас
негативные эмоции, конечно же, не внушает
особой радости, однако не следует забывать,
что существуют и «положительные якоря».
В жизни каждого человека было много
моментов, когда он испытывал мощные
положительные эмоции: радость, уверенность,
бесстрашие или спокойствие, и при помощи
НЛП оказывается возможным при помощи «положительных
якорей» по собственному желанию
вызывать эти состояния в нужный момент.
Психологические или физиологические
состояния, позволяющие человеку достигать
цели, в НЛП называют «ресурсами».
Таким образом, при помощи «положительных
якорей» мы можем давать человеку
необходимые ресурсы для преодоления
тревоги и страха, извлекая их из его же
прошлого. Например, у студента завтра
экзамен. Он его боится, так как неуверен в
своих знаниях. Его неуверенность будет, во-первых,
мешать ему отвечать, а, во-вторых, создаст у
экзаменатора впечатление, что студент
плохо занимался во время
учебного семестра. Таким образом, страх
и неуверенность снижают шансы на успешную
сдачу экзамена. Вот если
можно было бы по мановению волшебной
палочки придать этому студенту уверенность...
Ведь каждый человек в своей жизни не раз
испытывал это чувство: с ровесниками, с
младшим братом, с собственной собакой,
наконец! Вот если бы взять ту уверенность,
какую ты испытывал два месяца назад,
демонстрируя подружке как нужно кататься
на роликовых коньках, да и перенести на
экзамен по химии, - страх сразу же
уменьшился бы наполовину, да и на
профессора наверняка произвела бы
впечатление твоя убежденность в
собственных знаниях, непринужденная манера
держаться, которая о многом говорит
собеседнику.
Как же это возможно, спросите вы?
Ведь прошлое уже невозвратно потеряно для
нас? К счастью - нет. Все нужные состояния
души годами хранятся в нашей памяти и могут
быть быстро извлечены при помощи
специальных техник. Конечно, при
возможности я бы рекомендовал обратиться
за помощью к сертифицированному мастеру
НЛП, однако при отсутствии такой
возможности (предположим, что в вашем
городе или селе нет такого, или же стоимость
его услуг вам не по карману), некоторые
техники можно делать самому.
Для начала попробуем сделать
упражнение, которое называется
«ресурсное якорение». Оно
позволит вам извлекать из вашего
собственного прошлого энергию и
способности, нужные в определенные моменты
жизни, когда существующих ресурсов
недостаточно для успешного решения
проблемы.
1. Устройтесь поудобнее в
кресле или на стуле в уединенном месте (со
временем, после постоянных тренировок, вы
научитесь вызывать нужные ресурсы в любом
месте и в любое время - даже в автобусе в «часы
пик», но для начала желательно, чтобы вам
никто не мешал). Подумайте о какой-то
ситуации, где вы боялись чего-то,
тревожились или испытывали беспокойство.
2. Подумайте, в
каком состоянии вы хотели бы находиться
в тот момент или какое качество вам бы
очень пригодилось в той негативной
ситуации (уверенность, решительность,
настойчивость, храбрость, творческий
настрой и т.д.). Выберите из этого ряда
такое качество, при обладании которым вы с
честью вышли бы победителем из трудной
ситуации.
3. Когда вы подобрали для себя
нужные ресурсы, обратитесь к своему
прошлому опыту и из множества реальных
ситуаций выберете такой эпизод вашей жизни,
в котором вы проявляли нужное качество.
Постарайтесь выбрать такие воспоминания,
которые бы отличались наибольшей ясностью
и интенсивностью. (Если вам кажется, что вы
не испытывали в своей жизни подобного
состояния или не обладали необходимым
качеством, можете представить своего
знакомого или героя кинофильма,
обладающего подобным качеством и мысленно
поставить себя на его место).
4. Когда у вас есть реальная (или,
что хуже, но допустимо - придуманная)
ситуация, где вы обладаете нужными
ресурсами, начинайте подбор «якорей»,
которые будут запускать ресурсные
состояния по вашему желанию.
Первый вариант якоря –
телесный (как правило, он самый мощный).
Например, вы можете крепко взять себя за
запястье левой руки или особым образом
переплести пальцы, или прикоснуться к мочке
уха - важно только, чтобы этот «якорь»
не являлся для вас привычным жестом.
Второй вариант якоря -
слуховой. Он может быть словом или фразой,
произносимой про себя. Это может быть любое
слово или звук, например «слон» или
прищелкивание языком, но будет лучше, если
оно и по смыслу отражало бы искомое
состояние и напоминало бы вам о нужном
ресурсе. Скажем, для работы со страхами
лучше подошло бы слово «Смелость!»,
произносимое с соответствующей интонацией,
для преодоления нерешительности - слово
«Уверенность!» и т.д.
Третий вариант якоря -
зрительный. Это может быть вид
определенного предмета (нитка на запястье,
носовой платок) или мысленный образ той
ситуации, где вы уже когда-то проявляли
нужный ресурс.
5. Переходим к связыванию
выбранных якорей c желаемым состоянием. Вернитесь в
своем воображении к той ситуации из вашего
прошлого, в которой нужное качество
присутствовало. Вспомните, где вы тогда
были и что делали. Постарайтесь как можно
более подробно восстановить окружающую
обстановку, увидеть мысленным взором людей,
которые тогда были возле вас, услышать
звуки и голоса, звучавшие тогда, и испытать
чувства, связанные
с той ситуацией. Так как вы проявили в той
ситуации качества достойные уважения, то
насладитесь воспоминанием подольше, не
спешите возвращаться в настоящее. Когда
воспоминания подойдут к своему пику, и вы
вновь, как и тогда, получите доступ к нужным
ресурсам (ощутите уверенность или смелость,
или спокойствие...), задействуйте выбранные
вами якоря: телесный, зрительный или
слуховой (например, прикоснитесь к своему
запястью, вспомните соответствующий
зрительный образ и произнесите слово «Уверенность!»).
Якорь должен быть задействован перед самой
высокой точкой переживаний и продолжаться
несколько секунд.
6. Вернитесь из своих
воспоминаний к реальности и проверьте,
какой якорь у вас лучше работает (у разных
людей зрительные, слуховые или телесные
якоря обладают различной силой, и вам нужно
определиться, какой из них потом
использовать в проблемной ситуации).
Сделайте нужный жест и посмотрите,
насколько четко к вам приходит искомое
чувство, насколько оно выражено. Потом
задействуйте звуковой якорь (произнесите
ключевое слово) и сравните ощущения. Таким
же образом проверьте зрительный якорь.
Оцените, какой якорь работает лучше всего.
Если сила его воздействия вас не
удовлетворяет, вновь вернитесь в прошлое - в
ту же самую ситуацию или другую и снова
почувствуйте или переживите ощущения
уверенности (смелости, спокойствия или др.) Чем
большее количество раз вы будете сочетать
якорь и искомые ощущения, тем прочнее они
свяжутся в вашем сознании и тем надежнее
этот якорь будет их вызывать в будущем.
7. Теперь вновь вернитесь к
первоначальной ситуации, которая вызывала
у вас неприятные чувства (страха,
неуверенности, тревоги и пр.) Подумайте, что
служило предшественником неприятных
чувств? Какие сигналы вызывали у вас страх?
Может быть это дверь приемной вашего
непосредственного начальника, может быть -
вид экзаменационных билетов на столе, может
- голос человека, которого вы стесняетесь... Теперь
представьте мысленно, как начинает
развертываться неприятная ситуация, и
когда она дойдет до этого критического
момента, предъявите заготовленный якорь (например,
возьмите себя за запястье
или твердым голосом произнесите про себя
слово «Смелость!»). Почувствуйте,
как резко изменится ваше состояние,
насколько лучше начнете
вы себя чувствовать!
Повторите это несколько раз, чтобы
закрепить в подсознании. Теперь сигнал,
который ранее вводил вас в стрессовое
состояние, будет придавать вам смелость и
уверенность в себе.
НЛП
для преодоления застенчивости:
Технику «интеграции якорей», можно использовать и для преодоления застенчивости. Вот как может выглядеть техника «интеграции якорей» в самостоятельном исполнении, если молодой человек, например, боится знакомиться с девушками:
1. «Вхождение»
в негативную ситуацию.
Вспомните ситуацию, в которой вы переживали чувство зажатости и беспокойства, вызванное вашей проблемой. Как можно подробнее постарайтесь воспроизвести то эмоциональное состояние, которое возникает у вас при попытке познакомиться с понравившейся девушкой. Для этого мысленно воспроизведите, какую-то конкретную ситуацию из этого ряда. Вспомните все образы, звуки, и, самое главное - ощущения, которые ее сопровождали - как бы переживите тот печальный опыт заново!
В момент приближения к максимально сильному переживанию поставьте «отрицательный телесный якорь», (например, переплетите ноги так, чтобы ваши стопы тесно касались друг друга своими наружными частями). Как и в предыдущей технике, якорь нужно ставить почти на пике переживания! Продолжая испытывать страх и застенчивость «держите» негативный якорь 5-10 секунд, потом уберите его и еще через полминуты «выходите» из своей проблемной ситуации.
2.
Поиск нужных ресурсов.
Спросите себя, каких качеств вам явно не хватало в той негативной ситуации, и определите три самых главных, по вашему мнению: например, уверенности в себе, решительности, раскованности.
3.
Позитивное «якорение».
Вспомните ситуацию из своего личного опыта, в которой вы испытывали нужное ресурсное состояние. Допустим, для начала вас интересует уверенность. Некоторые застенчивые клиенты в такие моменты говорят: «Я никогда не чувствовал себя уверенным. Я всегда робок и нерешителен». На самом деле, это ошибочное представление о себе и своих возможностях. Каждый человек в своей жизни не раз испытывал практически все возможные чувства, только у разных людей преобладают различные состояния, поэтому некоторые из них как бы теряются в памяти. Тем не менее, поройтесь в своем прошлом и извлеките ситуации, в которых вы чувствовали себя уверенно: может быть, это было еще несколько лет назад в школе, когда вы отлично выучили урок и блестяще ответили у доски. Может быть, вы чувствовали уверенность на прошлой неделе, разговаривая с младшим братом или другом, а возможно, вам подойдет уверенность в себе, которую вы ощущали в спортзале, поставив личный рекорд по отжиманиям. Главное - как можно более полно вызвать из прошлого это чувство и пережить его заново. Для этого, как и в предыдущем упражнении, необходимо во всех деталях восстановить ту ситуацию: увидеть, услышать, почувствовать все, что тогда было, снова пережить уверенность в себе. Ощутить, как вы дышите при этом, как высоко держите голову, как при этом чувствуете легкую упругость в теле, как меняется ваш голос.
На пике этих ощущений поставьте первый положительный якорь - например, плотно охватите правой рукой свое левое запястье и, продолжая ощущать уверенность, побудьте так несколько секунд. Расслабьте хватку, но не спешите выходить из той ситуации: ведь это так приятно - ощущать уверенность в себе. Запомните получше это волнующее ощущение, и лишь потом выходите из него.
Встаньте и немного подвигайтесь. Сядьте и убедитесь, что якорь работает. Сделайте тот же жест и прислушайтесь к своим ощущениям. Если возникшее чувство уверенности покажется вам недостаточным, можете повторить всю предшествующую процедуру для той же ситуации или взять другой случай из жизни, когда вы проявляли уверенность. Добейтесь того, что вы будете ощущать это чувство при касании запястья.
Повторите ту же процедуру для второго и третьего ресурсного состояния. Для закрепления решительности вспомните ситуацию, в которой вы без колебаний выполняли какое-то действие: может быть, вы таким образом купили себе новый галстук или однажды поехали за город. У каждого человека бывают моменты решительных действий, и ваша задача состоит только в том, чтобы вспомнить все обстоятельства одной подобной ситуации и пережить в своем теле ощущение решительности, когда вы, отбросив все сомнения, смело исполняете задуманное.
Затем поставьте якорь на чувство раскованности и внутренней свободы, вспомнив свое поведение на какой-нибудь вечеринке среди старых друзей, когда вы, чуть выпив, оказались душой кампании, весь вечер шутили и произносили тосты.
Может быть, вы выберете другие якоря и другие состояния: ощущение собственной силы, чувство собственного достоинства или спокойствие - вам виднее, главное состоит в том, чтобы как можно более ярко пережить эти ощущения и связать их с определенным жестом. Теперь у вас имеется целых три ресурсных состояния, которое вы можете вызывать одним прикосновением! Самое интересное, что возникающее при этом ощущение не будет в точности похоже на уверенность, решительность или раскованность - это будет какое-то новое чувство внутренней свободы и безграничных возможностей, которое вам наверняка понравится.
4. Сталкивание
якорей.
Сядьте поудобнее, расслабьтесь и поставьте положительный якорь (возьмите себя за левое запястье). Войдите в ресурсное состояние. Ощутите подъем энергии и через 10-15 секунд задействуйте негативный якорь (скрестите ноги). Последите, как меняются ваши эмоции. В течение приблизительно 10 секунд удерживайте оба якоря, потом уберите негативный, продолжая еще какое-то время держать себя за запястье (сохраняя ресурсное состояние при помощи позитивного якоря). Отпустите его и немного отдохните.
5. Проверка
выполнения упражнения.
Скрестите ноги и войдите в проблемное состояние. Оцените силу негативного переживания. В какой степени вы теперь испытываете страх знакомиться с девушками? Вы почувствуете, что теперь это уже не кажется столь неразрешимой проблемой, все оказывается намного проще.
6. «Проводка
в будущее».
Подумайте о том, что в ближайшем будущем вы увидите симпатичную девушку и захотите с ней познакомиться. Включите положительный якорь (возьмите себя за запястье) и мысленно оцените, как изменится ваше состояние. Ощутите в себе уверенность, решительность и раскованность. Посмотрите, как свободны вы стали, как много вариантов поведения на самом деле у вас имеется. Осознайте, что никакой из них не является поражением, так как все это - всего лишь игра. Находясь в ресурсном состоянии, проработайте некоторые из возможных вариантов вашего общения.
Вернитесь к своему обычному состоянию и повторите опыт. Предположите, что прошло еще какое-то время, и вы вновь оказались в ситуации, которая раньше вызывала у вас страх и стеснение. Скажите себе что-нибудь в следующем роде: «Уверенность, решительность, раскованность - все нужные ресурсы уже есть во мне, это знакомые мне состояния, которые я уже не раз испытывал. И я хочу, чтобы они автоматически возникали сами, как только я увижу девушку, которая мне нравится.»
Представьте,
что прошло какое-то время, и вы вновь
увидели девушку, которая вызвала у вас
симпатию. На этот раз не нажимайте якорь,
только представьте, как один только ее вид
мог бы «включить» запуск нужных
ресурсов. Проследите в своем воображении,
как вы теперь
будете себя вести. Осознайте, что теперь у
вас раскрылись способности, которые до
этого вы не использовали по назначению!
Техника
«интеграции якорей» не раз
применялась мною и моими коллегами для
уменьшения экзаменационного стресса у
студентов. Среди неприятных переживаний,
связанных с экзаменами, («отрицательные
якоря») чаще встречались следующие:
волнение, чувство страха, стыда,
неуверенности в своих знаниях, неожиданное
«забывание» выученного материала,
скованность и т.п. Ресурсные состояния,
необходимые для успешной сдачи экзаменов, («положительные
якоря») включали чувство уверенности в
себе, спокойствие, твердость,
внимательность, умение настоять на своей
точке зрения, чувство собственной
значимости, решительность, «упорядоченность
мыслей», «свобода речи» и др.
Техника «интеграции
якорей» хорошо «работает» при
терапии многих разновидностей страхов.
Если эпизод, послуживший началу
формирования страха, оказал очень сильное
влияние на психику человека, то применяется
техника «быстрое лечение фобий», а
если источники страха трудно определить,
так как за давностью лет они вытеснились в
подсознание, то используется
техника «изменение личной истории»..
Оригинальным подходом к структуре личности человека отличались взгляды швейцарского психолога и философа Карла Юнга. Он предполагал, что весьма важные процессы происходят на границе сознательного и бессознательного, где сталкиваются Эго и Тень. Эго является сознательной частью личности, а Тень - это ядро бессознательного, куда входят желания, отрицаемые индивидуумом как несовместимые с социальными нормами или противоречащие существующим представлениям личности об идеале. Эго и Тень являются как бы взаимным отражением друг друга на зеркальной границе сознательного и бессознательного. Согласно взглядам К. Юнга, в структуре личности Тень выполняет компенсаторную функцию, а, следовательно, робкий в жизни человек в своем бессознательном - храбр, а смелый «внутри» труслив. Таким образом, не бывает «абсолютных» трусов или безупречных храбрецов, ибо Тень человека всегда несет в себе обратное отражение внешне проявляемого качества. Исходя из этого, задача психотерапевта, работающего со страхами пациента, в некотором смысле упрощается, ибо ресурсы, необходимые пациенту для борьбы со страхом, можно черпать не во внешнем мире (что бывает достаточно затруднительным), а в нем самом.
У каждого человека в определенный момент времени может доминировать или социальная, или биологическая мотивация. Особую значимость это приобретает в критических ситуациях, когда риск повреждения жизненно важных функций или снижения социального статуса запускает развитие эмоции страха. Если у человека социальная мотивация доминирует над биологической (т.е. трусом быть стыдно или недостойно), то страх вытесняется в область бессознательного, в Тень. В этом случае «внешняя» смелость при наличии «внутренней» робости вызывает психологическое напряжение, провоцируя возникновение внутреннего конфликта. Например, предприниматель, решаясь на заключение рискованной сделки, зачастую просто загоняет подальше «внутрь» себя страх за возможные неблагоприятные последствия от реализации этого контракта. И пока не закончится срок его действия и все не разрешится благополучно, он будет жить с этим разрушающим его изнутри страхом. К сожалению, далеко не всегда человек осознает (или хочет осознавать) наличие подобного конфликта, особенно, если этот факт противоречит его установкам (типа «настоящие мужчины не должны ничего бояться»). Иногда, чувствуя, что «что-то неладно с нервной системой», человек обращается к психологу или психиатру, но при этом не говорит о своих тревогах. Зачастую наличие страха в области Тени психотерапевт может распознать только по внешним признакам (повышенный уровень мышечного тонуса, изменения в сердечно-сосудистой системы, нарушение функции пищеварения и пр.), и его задачей, в первую очередь, является помощь пациенту в осознании данного конфликта, а уж потом в его преодолении. Чтобы вылечить невроз, терапевт может предложить пациенту позволить себе бояться, ибо проявленная на сознательном уровне трусость зеркально отразится смелостью на уровне Тени.
Гораздо меньше уровень конфликта в случае, если биологическое преобладает над социальным, и человек просто стремится выжить любой ценой (например, уклоняясь от несения военной службы в период военных действий). Здесь также сталкиваются социальные и биологические потребности, однако, как показывает опыт, выраженность психосоматических нарушений в этих случаях не столь заметна. Это связано с тем, что влияния на тело со стороны биологических инстинктов оказываются более естественными и гармоничными, чем воздействия, опосредованные социальными установками, способными вызвать такие весьма распространенные нарушения, как гипертонию, инфаркт миокарда и язвенную болезнь.
Наконец,
субъективно наиболее тяжело переживается
внутренний конфликт при относительном
равенстве социальных и биологических
мотиваций, когда человек сознательно
переступает через социальные стандарты и
при этом чувствует себя трусом. Тогда
развивается резонансный автоколебательный
процесс, когда страх и смелость
периодически переходят из Эго в Тень
и обратно. В этом случае, пока не произошло
окончательного преобладания какой-то из
двух противоположных мотиваций, человек
будет жить в состоянии острейшего
психологического конфликта, что будет
оказывать разрушающее действие на все
стороны личности.
2.3
Физиологический субстрат страха.
2.3.1 Мозговые
структуры, ответственные
за возникновение чувства страха.
Страх у животных чаще всего проявляется в "реакции избегания", и тем не менее накопилось достаточно фактов, свидетельствующих о раздельном представительстве механизмов двигательной реакции избегания и эмоции страха. Так, раздражение области свода в мозге обезьян приводит к убеганию, отличному от эмоционально окрашенного бегства, потому что обезьяны не пытаются спрятаться (Delgado, Mir,1967). Если прямая стимуляция свода у обезьян позволяет наблюдать "холодное" бегство без признаков страха, то электросудорожный припадок у крыс, напротив, подавляет условный рефлекс избегания, не влияя на общеповеденческую реакцию страха ( Misanin, Smith, 1964).
Как указывал П.Симонов, соотношение между эмоцией страха и двигательной активностью приобретают еще более сложный характер в условиях, когда двигательная активность может зависеть от других потребностей живого существа (1970). Именно такие отношения наблюдаются в ситуации так называемого "открытого поля", где сталкиваются страх перед неизведанным пространством и потребность в его освоении (Whimbey Deneberg 1967). Разрушение перегородки у крыс ведет к усилению страха перед "открытым полем" и снижает двигательную активность. Разрушение миндалевидного комплекса дает прямо противоположный результат (Corman, Meyer, Meyer 1967). Удаление миндалин у собак нарушает классические оборонительные условные рефлексы, где болевое раздражение неотвратимо, и не сказывается на инструментальных. Устраняя внешние проявления страха, стимуляция базо-латеральной части миндалины не препятствует осуществлению условного оборонительного рефлекса (Фонберг, 1965).
Исследователи подтвердили значение миндалин в возникновении эмоций и у человека. В.Смирнов (1976) отмечал, что при стимуляции ядер миндалины пациенты сообщали о возникновении состояний страха, гнева, ярости и, реже - удовольствия. Зарубежные исследователи отмечают, что при раздражении миндалины регистрируются галлюцинации, страх, тревога и висцеральные ощущения в желудке, причем интересно, что эти эффекты зависели не столько от локализации электродов, сколько от личностных особенностей больных. Субъекты, сообщавшие о страхе, имели высокий индекс по шкале психастении теста MMPI, а больные, сообщавшие о галлюцинациях - высокие показатели по шкале шизофрении (Halgren E. et al.,1978).
Тем не менее, определенная закономерная связь между характером субъективных переживаний и раздражаемой областью мозга все же существует. Как указывал в своей монографии В.Смирнов, при раздражении мезенцефальных отделов ствола мозга у пациентов возникало чувство растерянности и недоумения, при раздражении лимбикоретикулярной системы появлялся страх, причина которого была не понятна субъекту или же связана с эмоциональной реакцией на соматические сдвиги, при раздражении срединного центра таламуса и бледного шара возникала немотивированная радость, а воздействие на перегородку приводило к ярко выраженной эйфории (Смирнов,1976). В свою очередь, П.Симонов предполагает, что патология системы "лобная кора-гипоталамус" дает истерию по гипоталамическому варианту или невроз навязчивых состояний в случае преимущественного дефекта передних отделов новой коры, а вызванное болезнью нарушение функций системы "гиппокамп-миндалина" приводит к неврастении, которая не затрагивает высших интеллектуальных функций, свидетельствуя о полноценной деятельности неокортикальных структур (1987). Этот же автор, исходя из своей "информационной гипотезы" эмоций полагает, что в основе депрессии тревоги лежит хроническое неудовлетворение потребностей сохранения с типичными для этих потребностей ощущениями постоянной угрозы, неведомой опасности, нависшей над субъектом.
Хотя эмоция страха определяется, в первую очередь, процессами, происходящими в подкорковых структурах, с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) можно зарегистрировать определенные изменения и в коре больших полушарий мозга. Так, при формировании эмоции страха, вызываемого ожиданием субъектом болевого раздражения, происходили изменения в ЭЭГ (Лукьянов, Фролов, 1969). При этом средняя степень эмоционального возбуждения сопровождалась усилением суммарной энергии доминирующей частоты альфа-ритма, а дальнейшее возрастание степени эмоционального напряжения приводило к усилению суммарной энергии более частых и одновременно медленных (2-3/сек) колебаний. Нарастание степени тревоги в этих опытах сопровождалось "размыванием" спектра альфа-ритма, т.е. его десинхронизацией.
Исследования
последних двух десятилетий дают основания
предполагать, что чувство страха больше
локализовано в правом полушарии мозга.
Например, демонстрация фильмов разного
содержания в правом и левом поле зрения с
помощью контактных линз показала, что
правое полушарие преимущественно связано с
оценкой неприятного, ужасного, а левое - с
приятным и смешным (Dimomd, Farrington, Johnson, 1976).
Анализ ЭЭГ дает сходную картину:
оказывается, что при положительных эмоциях
сильнее активируется фронтальная область
левого полушария, при отрицательных -
фронтальная область правого. При этом
париетальная область при любых эмоциях
сильнее активируется справа (Davidson et al.1979).
В
данном разделе использована информация из
книг:
Щербатых Ю.В. «Психология страха». М. «Эксмо». 2002.
Щербатых
Ю.В. Ивлева Е.И. «Психофизиологические и
клинические аспекты страха, тревоги и фобий».
Воронеж. Истоки. 1998.
Уважаемые
коллеги,
С
марта 2003 года начал свою деятельность «Вестник
биологической психиатрии» (Редактор –
А.В.Калуев). Подписаться на электронный
бюллетень Российского
общества биопсихиатрии можно по адресу: vestnik-biopsych@mail.ru